Берлинале: племянница Панахи получила награду за «Такси»

241e027ad4aa4c2a88aa32a906778d86


фото: AP

Совсем недавно он лично представлял свои картины на фестивале. В 2010 году за антиправительственную деятельность Панахи у себя на родине лишен права заниматься кинематографической деятельностью и находится под домашним арестом. Тем не менее он постоянно присутствует на Берлинале — зримо и виртуально. Панахи был здесь даже членом жюри, находясь в Иране. Фильмов он не видел, решений не принимал, но зато постоянно выносили на сцену кресло с его именем, как напоминание о том, что он есть. На одном из Берлинале от фестивального дворца ежедневно в определенный час отправлялся небольшой грузовик, на котором размещены были плакаты с именем Панахи и вопросом о том, что с ним происходит. Машина делала круг, доезжала до Бранденбургских ворот и других туристических мест. Увы, в массе своей гости и жители Берлина ничего не знали о том, что это за человек. Картины Панахи каким-то образом продолжают появляться на мировых фестивалях. Как он их вообще снимает в условиях запрета — понять нельзя. Работает Панахи в локальном пространстве. Теперь вот -за рулем автомобиля. Но имея самые скромные возможности и будучи талантливым режиссером, Джафар умеет сказать главное. Награду за него получала маленькая племянница Хана, которая ничего от волнения произнести со сцены не могла.

Таких сильных фильмов, как победители прошлого года — «Отрочество» Ричарда Линклейтора и немецкий «Крестный путь» в нынешней программе не было и близко. Год назад в конкурсе также участвовали «Отель Гранд Будапешт» и китайский «Черный уголь, тонкий лед», получивший «Золотого медведя». На этом фоне нынешний рацион выглядит скудно. Тем не менее жюри под руководством американского кинорежиссера Даррена Аронофски распределило призы с умом, умудрилось не упасть в грязь лицом, правда, навыдавало призов в одной номинации сразу паре лауреатов, что свидетельствует о разброде мнений. Гран-при получила чилийская картина «Клуб» Пабло Лоррейна. А награду в честь основателя Берлинале Альфреда Бауэра, которой отмечаются новаторские поиски, удостоена лента из Гватемалы «Вулкан Иксканул» Хайро Бустаманте, героини которой напомнили бурановских бабушек. Все это очень необычные и экзотические картины уже в силу своей географии. Нынешняя программа составлена хаотично, в ней нет генеральной линии, к которой стремяться отборщики. Зато широко представлены малоизвестные кинематографии, что ценно. Картины из Чили пользовались особым вниманием. Сама страна и ее пейзажи завораживали. Да и албано-итальянская лента «Клятвенная девственница» дебютантки Лауры Биспури вызвала немалый интерес. Она рассказывает об обете безбрачия, который принимают в некоторых албанских селениях женщины, если не могут выйти замуж или не хотят, берут на себя обязанности главы семейства.. Они должны носить мужской костюм, затянуть потуже грудь. Им позволено пить, курить, бывать в мужских компаниях, брать мужские имена. При этом ни о какой любви не может быть и речи. Прекрасную итальянскую актрису Альбу Рорвахер превратили в мужеподобное существо. Ее Хана получает новое имя — Марк. Но оказавшись у сестры в Италии, она все-таки нарушит обет, потому как не в силах противостоять влечению. Но что-то тут не заладилось, и Альба никак не могла претендовать на награду в актерской номинации.

Жюри наверняка трудно было найти претендентов на «Серебряных медведей» за лучшие актерские работы. И оно пошло верным путем, наградив Шарлотту Рэмплинг и ее партнера по фильму «45 лет» — Тома Кортни. Они сыграли супружескую пару со стажем. Шарлотта Рэмплинг — одна из немногих востребованных актрис, которая не страшится возраста и избежала пластических операций. К слову, Николь Кидман радикально преобразила свою внешность. Смотришь на нее и думаешь: она это или не она в фильме Вернера Херцога «Королева пустыни».

«Серебряного медведя» за режиссуру вручили сразу двум лауреатам. Его обладателем стал румынский режиссер Раду Юде, снявший черно-белый фильм из жизни цыган «Браво». Он отличается от «новой волны» румынского кино, но плоть от плоти классического наследия этой кинематографии. За режиссуру отметили и польского режиссера Малгожату Шумовску, снявшую «Тело» — изощренную конструкцию на модную тему психоанализа. За сценарий отметили опять же чилийского документалиста Патрисио Гусмана , живущего, правда, во Франции, снявшего фильм «Перламутровая пуговица».

Приз за выдающиеся артистические достижения, в данном случае за операторское искусство, поделили две картины. Это немецкая «Виктория», которую оператор Стурла Брандт Гровлен снял одним кадром. Ее действие происходит в течение одного вечера, ночи и раннего утра в Берлине. Картину переснимали пять раз, чтобы добиться результата. Вторым лауреатом, стали выступившие в тандеме талантливые операторы Евгений Привин из России и Сергей Михальчук из Украины, работавшие на фильме Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» в течение пяти лет. В Берлин они не приехали. Награду получали продюсеры. Евгений Привин, правда, прокомментировал событие: «Задача оператора — почувствовать то, чего хочет режиссер, принять правила игры, а уже потом попытаться выразить себя. Отчасти это оформительская работа». Сергей Михалчук благодарен за приз Алексею Герману: «Это, безусловно, и его награда. К тому же я разделяю «Серебряногог медведя» с оператором Евгением Привиным. Есть еще и художник Елена Окопная — непосредственный участник этой визуальной культуры». Это общий приз команды». Аналогичного «Серебряного медведя» получил несколько лет назад российский оператор Павел Костомаров за фильм «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского.

Алексей Герман-младший о награде на Берлинском кинофестивале: «Это совместная победа России и Украины»