Артуро О’Фэррилл: джаз рейс через Кубу в Россию

080b3862b9e50d63f034f5328cc7ae91


Фoтo: прeсс-службa пoсoльствa СШA в Рoссии

Aртурo — сын лeгeндaрнoгo кубинскoгo кoмпoзитoрa, aрaнжирoвщикa и дирижeрa Чикo O’Фэрриллa. Гeны сыгрaли свою роль, и артисту удалось более чем достойным продолжением отца: стать ведущим пианист, композитор и педагог, в Америке, собрать букет из пяти статуэток «Грэмми» и — собственный квинтет, еще два О » Фэрриллами, уже внуков Чико. Конечно, музыку Артуро учился с раннего детства, но серьезный сценический путь начался в биг-бэнде Карлы Блэй, и продолжал сольно. Были и любопытные коллаборации — с такими мастодонтами, как Диззи Гиллеспи, Фредди Коул, Стив Турре, Лестер Боуи, Уинтон Марсалис, Гарри Белафонте и The Fort Apache Band. В какой-то момент он основал Afro Latin Jazz Orchestra кубинский музыкант, играющими латинский джаз (в основном произведения Чико). Квинтет появился позже. Один из сыновей Артуро — Адам — мастерски играет в нем на трубе, тоже сочиняет музыку (в прошлом году выпустила дебютный альбом «Stranger Days» в составе группы одного и того же имени), как, впрочем, и его брат Зак — барабанщик и перкуссионист квинтет. Кроме них в состав команды вошли саксофонист Чад Лефковитц-Браун играл с самим Дэйвом Брубеком, и мультиинструменталист Борис Козлов. В квинтете Борис играет на басу, и он мастер игры на акустической электрогитаре, композитор, аранжировщик, лауреат нескольких наград «Грэмми».

Художники нажать флажок и уничтожают все границы традиционного понимания музыкального строя. Каждая композиция похожа на американские горки, банджи-джампинг и экстремальный серфинг одновременно. С мелодиями, ритмами, живет звуковыми эффектами они делают все, что им заблагорассудится, чувство в каждой партии полную свободу. Грань между импровизации и игры на партитуре практически незаметным. Фантазии многоголосие инструментов звучит как выразительные полилог или откровенное, неожиданное признание. Участники переглядываются, перемигиваются, получая удовольствие от процесса. Это тот случай, когда, взяв в руки инструменты, музыканты, оторваться от реальности, и помещенные в некоторые свой, особый мир, в котором они способны испытывать эйфорию, и, если магия существует, передать эти чувства общественности. На городской концерт, они в состоянии это сделать. А после создатель квинтета сказал «Мегабиту», что именно исполнители вкладывают в свою музыку.

— Артуро, в момент, когда вы собрали этот band, у вас был уже весь оркестр. Зачем это нужно, еще одна команда?

— Это другая, более камерная, но не менее классно. Все было органично. Адам и Зак, как вы знаете, мои сыновья, которые, как и я, с ранних лет занимались музыкой. Я думаю, что они этот дар развивается еще более активно, потому что их мама музыкант, она пианистка и очень хороший педагог. В какой-то момент меня встретил Чад. Я слышал, что он совершенно уникальный игрок, так что это большая радость, что и он вошел в состав нашей группы. Этот парень стал для меня открытием. Ну, с Борисом Козловым, мы знакомы уже 30 лет. Родился в России, затем переехал в США, где мы играли вместе во многих командах. Вы знаете, в целом, мне очень комфортно и приятно работать с детьми. Мы понимаем друг друга без слов, каждый из нас готов выполнить любой хорошей эти безумные идеи в музыке, мы на одной волне, и это хорошо стоит.

— Как вы формируете свою программу?

— Всегда по-разному. Я много раз выступал в посольствах и заметил, что теперь новая тенденция: если раньше публика в таких местах очень строгим, а иногда и довольно холодно, то сегодня люди, в хорошем смысле этого слова, более раскрепощены, открыты. На такие концерты собираются гости совершенно разных возрастов, так что я хочу, чтобы и музыка по — другому- места, веселой, динамичной, ироничной местами лиричной, такой, который заставляет думать. Но в ней обязательно должна быть любовь, то, что объединяет всех людей в мире.

— Что для вас, прежде всего, отличает джаз от других музыкальных стилей?

— У этой линии очень простая судьба. Джаз возник в начале в атмосфере, давление, страдания. Он стал выражение для силы человеческого духа, которые на самом деле есть внутри каждого из нас. Даже в условиях самых жесточайших страданий, репрессий, человеческий дух может быть сильнее всех, сильнее было давление, какой-либо политической идеи. Я уверен, что именно вот это чувство лежит в основе джаза, который, независимо от того, что наполнен очень светлыми чувствами. Джаз помогает человеку понять, что все трудности временные и их можно преодолеть.

— Какие музыкальные тенденции вы наблюдаете сегодня?

— Я вижу, что джаз становится все более международным, он активно развивается по всему миру, не только в Америке, но и в Испании, например, других европейских стран, в России, даже в Индии. Сегодня уже не может сказать, что выдающиеся джазмены родом из США. Послушайте, как играет тот же Борис Козлов и другие большие художники, и вы все понимаете.