Александр Школьник – последний радиоскаут

 — Александр Яковлевич, с каким настроением вы проводили 2014 и с какими ожиданиями входите в 2015? Есть ли у вас основания для оптимизма?

— Оптимизм – обязательное условие выживания для тех, кто живет в кризисе и, кого внешние обстоятельства берут, что называется, за горло. Мы надеемся на лучшее и для холдинга, и для страны. Именно в таком сочетании. Это не лозунг, это – реальность. Никогда еще жизнеспособность отдельного человека, отдельной компании, каждой клеточки общественного или финансового организма не зависели от успехов государства так сильно, как сейчас. Знаете, как во времена великой засухи: люди молятся не о богатстве, не о здоровье, не о процветании, и даже не о детях. Они молятся только о дожде, как о всеобщем благе, из которого прорастают все частные благополучия. Для нас настали такие времена, когда выход России из кризиса – есть условие любого вида успеха, будь то частная жизнь или жизнь общества, или жизнь бизнеса – все-равно. Для нас, как для медийной компании, это еще и год проверки на прочность: сохраним ли аудиторию, сможем ли реализовать задуманное, не потеряем ли бизнес-партнеров, и, наконец, сможем ли принести пользу Отечеству. Вот так громко, но это вполне соответствует тому, что сейчас должно быть нашей первичной задачей. Из беды выбираются вместе, одиночки – не жизнеспособны.

— Ого! Но неужели вы всерьез считаете, что вам по плечу миссия спасения Отечества?

— А я из пионеров. «Последнего бойскаута» видели? Вот и мы так можем. Конечно, в масштабах страны, «Мультимедиа холдинг» — не самая крупная компания. Но, хочу вам напомнить — 7 января в центре Парижа погибла не самая большая редакция не самого крупного издания. Но теперь каждый француз готов сказать: «Я — ШАРЛИ». Потому, что — не бывает «маленьких» медиа. Бывает отсутствие позиции, непрофессионализм, превосходство карьерных или бизнес-интересов над интересами правды.

Каким бы по жанру не было средство массовой информации, оно всегда способно стать в центре общественно значимых проблем, оказать помощь, поддержку и содействие всему обществу.

— Пусть так и, наверняка, это – так. Но давайте тогда поговорим о том, как «РАДИО ДЖАЗ» спасет Россию от стремительно дешевеющей нефти, роста процентных ставок, цен на продукты и, например, от международной блокады Крыма.

— Давайте-давайте. Вы иронизируете, а напрасно.

— Нет, нисколько. Искренне хочу понять.

— Мы, в первую очередь, радийщики. В составе холдинга «НАШЕ радио», «ROCK FM», «BEST FM», «РАДИО ДЖАЗ», и интернет-радио «ULTRA». Это – основной блок, я бы сказал – базовый. Более 1,5 миллиона слушателей каждый день только в Москве. Это четвертое место по охвату аудитории в столичном регионе. Но мы горды не этими показателями, а преданностью нашей аудитории и, если хотите, её качественным составом. Наш эфир притягателен для тех, с кем приятно общаться, кто знает цену качественной информации, кто умеет отдыхать со вкусом.

— Просто объяснение в любви…

— Именно так. Уважение к аудитории, заинтересованность в ее сохранении и преумножении, заставили нас задуматься над выработкой не только новых стандартов качества музыкального продукта, но и новостного. На четырех станциях в течении суток мы выпускаем 52 новостных блока, это позволило вернуть нашу слегка «расслабленную» аудиторию в информационное поле.

— Нужно ли это понимать так, что постепенно именно информация начнет доминировать в вашем эфире?

— Нет, вовсе нет! Мы не можем, не имеем права отказаться от преобладания музыки в эфире. Как же мы можем изменить интересам поклонников рока или джаза? Напротив, мы много усилий прилагаем к тому, чтобы на «РОК ФМ» звучал лучший классический рок, а на «РАДИО ДЖАЗ» классика мирового джаза была в равных пропорциях смешана с джазом современным, с отечественной джазовой школой. Но мы не хотим лишать нашу аудиторию возможности знать о ключевых событиях дня.

— Насколько я понимаю, именно с этой целью вами было создано собственное информационное агентство – НСН (Национальная Служба Новостей)?

— Наша аудитория нам хорошо известна и ее запрос абсолютно прозрачен. Кроме этого, мы должны учитывать и то особое настроение, ту атмосферу, которую создает наш эфир. Мы не можем иметь линейку новостей отличную от ожиданий нашего потребителя и диссонирующую с концепцией вещания наших радиостанций. Вот мы и создали информационное агентство, которое позволяет нам производить такую информацию, что и нам не стыдно, и слушатель доволен. Мы сделали ставку на прямое сотрудничество с ньюсмейкерами. Без посредников. И это позволило нам, в значительной мере, делать авторский новостной продукт, насыщать его подробностями и эксклюзивными деталями, которые доступны только нашим слушателям. Мы нашли, как мне кажется, уникальное решение – авторские новости. Новости от кутюр.

— Что это значит?

— Мы сформировали дружеский пул ньюсмейкеров, которые максимально близки по духу нашей аудитории. Ежедневно вечером кто-то из них в расширенном формате комментирует те события дня, которые представляются наиболее значимыми ему самому и на темы, которые хочется поговорить с широкой аудиторией. Таким образом, у нас есть эфирное местечко для откровенного общения с интересным, значимым человеком, к которому наши слушатели испытывают особое доверие. Кроме этого нам нравится «перемена мест», когда о политике говорят музыканты, а о музыке – политики.

Юрий Грымов, Диана Арбенина, Ольга Кормухина, Никита Высоцкий, Макс Покровский, Найк Борзов, Стас Намин, Игорь Бутман, Анатолий Вассерман, Анатолий Карпов, Александр Любимов, Светлана Журова, Всеволод Чаплин и ещё-ещё… Всего более 60 человек. Мы общаемся с теми, кто не только интересен нашей аудитории, но и сам является её частью. Все делается с удовольствием! В этом залог успеха.

Мы держим нашу аудиторию в хорошем информационном тонусе и активно расширяем региональную сеть вещания. Кстати, в 2014 году «НАШЕ радио» пришло еще в 15 российских городов, а «ROCK ФМ» — в пять. В планах 2015 года запуск вещания «Нашего радио» в таких крупных городах страны, как Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Томск. Приходя в регионы, мы участвуем в отмывании музыкальной и информационной культуры наших сограждан от ерунды, шелухи, второсортицы и прочего эфирного мусора. А ведь еще есть специальные программы работы с молодежью, с молодыми музыкантами, есть традиционные и недавно, появившиеся, публичные мероприятия с участием огромного количества людей.

— Давайте поговорим о вашей внеэфирной деятельности. Фестиваль «Нашествие», Национальная музыкальная премия «Чартова дюжина» — события громкие и давно занимают прочные лидерские позиции в российском событийном календаре. Каковы перспективы их выживания в нынешних условиях?

— Сразу о выживании. Для нас так вопрос не стоит. У «Мультимедиа холдинга» действительно устойчивая обойма публичных акций и мы не только ее не секвестрируем, но, наоборот, намеренны в наступившем году расширить. Давайте простым перечислением. Из нового – фестиваль «День Винила», премия за вклад в развитие джазовой культуры «Все Цвета Джаза», ряд музыкальных фестивалей в регионах России и за рубежом.

— А сил хватит? Ведь для таких масштабных мероприятий нужны организаторы. Люди нужны! Не сотрудники редакций должны же этим заниматься?

— Нет, конечно! Именно поэтому до недавнего времени организацией наших внеэфирных активностей занимались сторонние организации. Нельзя сказать, что плохо получалось. Но в прошлом году мы решили, что будем заниматься этим сами и в результате создали внутри холдинга специальное агентство по организации массовых акций и мероприятий — «Ультра Продакшн».

И «Нашествие», и «Чартова Дюжина» в 2014 году были, практически «под ключ», сделаны новой командой нашего агентства и заслужили от экспертов и критиков звание лучших за всю их историю.

— Да, говорят, на последнем «Нашествии» чего только не было! И парашютисты, и пилотажные группы…Это как-то связано с музыкой?

— Нет, это связано с подъемом патриотических настроений в обществе!

— Неужели? На «Нашествие» патриотов организуете?

— Вы приезжайте и посмотрите. Увидите десятки тысяч людей и сотни российских флагов, услышите, как поляна реагирует на песни и патриотические призывы. Вы, вот, вновь иронизируете, а еще раз вам скажу: нам патриотизм сейчас, как воздух необходим. Иначе не выкарабкаемся. И главное – мы никому ничего не навязываем. Напротив, мы ловим настроение и реагируем на него. Даем то, что ожидаемо и поддерживаемо. Вы, думаете, если бы людям, которые не по приказу, не по разнарядке, а по своей воле и за свои деньги приезжают на фестиваль, подсунули бы фальшивку, они бы из вежливости промолчали? Они бы нас с потрохами съели. Да, и музыканты не те люди, чтобы молчать, если что не так. А мы, пока, друзей и партнеров не теряли. Поэтому, все путем.

— А что за виниловая и джазовая идеи? Звучит красиво.

— Выглядеть, я думаю, тоже будет красиво. Виниловая история просто захватывающая. С приходом «цифры» в музыке поуменьшилось души, шарма, интимности, если хотите. Поэтому мы решили, что отдельно взятый «Мультимедиа холдинг» может позволить себе возродить в определенных масштабах запись и выпуск виниловых пластинок. Решить-то решили, но не думали, что нас ждет подлинное приключение. Оказалось, что в стране не осталось вообще никакого оборудования, позволяющего выпустить виниловую пластинку! Мы стали искать оборудование на аукционах антикварной техники. Нашли! Привезли! Открыли и увидели на станках инвентарные номера Апрелевского завода! Как вам история?

Теперь мы можем записать и выпустить в виниле и современных музыкантов и любые архивные записи, и, конечно, все то музыкальное наследие, которое нам только захочется. Кстати, это очень красиво выглядит: новая пластинка в новом конверте и с надписью «Сделано в России».

Большие надежды и на успех новой премии «Все цвета джаза». Мы с удовольствием приобрели «РАДИО ДЖАЗ», но не хотим оставаться просто трансляторами, мы хотим выступить, насколько хватит сил, в роли популяризаторов джазовой культуры в стране. Задумываемся и о переговорах о включении блоков «русского джаза» в крупнейшие европейские фестивали…В общем, увлечены этой темой.

— Но все это затратно! Откуда деньги? Рекламодателей-то, наверняка, теряете?

— Шторм – он для всех шторм. Однако, это не повод для паники. Это – повод надеть спасательные жилеты, мобилизовать команду и держать судно на плаву.

— И у вас есть такие спасательные жилеты?

— Все довольно просто. Во-первых, я говорил об этом, мы оказались от посредников в реализации наших проектов. Это самое важное звено бизнес-удачи минувшего периода. В новом формате с прошлого года заработала и собственная служба продаж — рекламное агентство «ДЖЕМ». Отказ от посредников позволил нам в прошлом году выйти на те результаты, которые мы так и не получили, например, от партнерства с «Медиа плюс». И даже превысить их на 35 процентов. Теперь только прямое сотрудничество и с рекламодателями и с рекламными агентствами. Кроме этого, мы значительно расширили пакет предложений для рекламодателей. Итог — продажи резко пошли в гору! Рост доходов холдинга в этом сегменте бизнеса до 40%.

А закончить хотел бы отличной новостью: мы построили собственную звукозаписывающую студию! Таким образом, мы создали полный цикл для музыкантов: запись, выпуск пластинки, эфирные трансляции, возможность прямого общения с публикой, возможность общения с журналистами в режиме пресс-конференций и наконец, опен-эйры, премии и фестивали. Будем искать талантливых музыкантов и, используя наши возможности, давать им путевку в большую музыкальную жизнь.

Иван Николаев