Александр Миндадзе: «Внутри моих героев уже рванул снаряд не начавшейся войны»

0f77b0ba25e332269c711498575af566


фото: Михаил Ковалев

Александр Миндадзе.

Проблемы с бюджетом в меньшей степени связаны с сокращением государственного финансирования (минус десять процентов по сравнению с 2014 годом, в 2015 году бюджет составит порядка 115 миллионов рублей). Куда сильнее по фестивалю ударил резкий рост курса доллара и общий экономический кризис, который отвадил от ММКФ некоторых спонсоров.

В 2015 году исполняется 80 лет со дня основания фестиваля, который был инициирован в 1935 году Сталиным (как тремя годами ранее по распоряжению Муссолини был создан фестиваль в Венеции). Он же и приостановил его деятельность. Сначала ММКФ проходил раз в два года, от того и нынешний порядковый номер — 37 — не соответствует возрасту фестиваля.

Нынешний ММКФ, несмотря на проблемы с финансированием, сохраняет три основных конкурса: полнометражных игровых картин, документальных и короткометражных. Жюри основного конкурса возглавит классик французского кино Жан-Жак Анно, за плечами которого картины «Имя розы», «Семь лет в Тибете» и «Враг у ворот». Его новый фильм — французско-китайская копродукция «Волчий тотем» (только что она завоевала два приза на кинофестивале в Пекине) станет фильмом открытия ММКФ. Имена остальных членов жюри пока не разглашаются.

Из двенадцати картин основного конкурса — три представляют Россию. Это «Орлеан» Андрея Прошкина, сделанный им жанре, который один из отборщиков ММКФ, Андрей Плахов, определил как «нечто среднее между богоискательской философской притчей и китчевой мелодрамой». В фильме снимались Елена Лядова и Виктор Сухоруков. Сценарий написан Юрием Арабовым.

Второй фильм — «Арвентур» Ирины Евтеевой по произведениям Александра Грина. Евтеева не стала ждать решения отборщиков Венецианского фестиваля, где когда-то получала «Серебряного льва» за короткометражного «Клоуна», а отдала новую картину Москве. Режиссер работает на стыке анимации и игрового кино, снимая живых актеров и помещая их потом в мультипликационную структуру.

Наконец, драма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр».

— Эта история случилась до войны, — рассказал «МК» режиссер. — По сюжету четверо немецких режиссеров приезжают в СССР работать на советском заводе, где у них завязываются взаимоотношения с нашими специалистами. И поскольку мы знаем, чем это все закончится, какая коллизия их ждет, то мы смотрим на эти отношения под совсем другим углом. Герои не могут знать, что с ними случится, но между ними уже существует некая лихорадка отношений. Внутри них уже рванул снаряд еще не начавшейся войны. При этом в самом фильме ни одной батальной сцены нет. Картина вообще не о войне. Скорее о людях, о человеческих взаимоотношениях.

Съемки проходили на Украине, в городе Никополь, летом 2014 года. При участии России, Германии и Великобритании.

— Для меня участие в Московском кинофестивале необходимо для того, чтобы в условиях нашего проблемного проката, зрители получили возможность увидеть картину, — говорит Миндадзе.

По слухам, перед этим она была отвергнута Берлинским кинофестивалем. Такие вещи всегда сложно просчитать. Так, представленная отборщикам Канн лента Александра Сокурова, посвященная работе Лувра в период Второй Мировой войны, также не была отобрана селекционной комиссией.

Помимо российских лент в конкурсе будут представлены картины из Японии («Что такое хорошо» Мипо О), Финляндии («Арми жива!» классика Йорна Доннера), Франции («Давайте втроем» Жерома Бонелла), Сербии («Анклав» Горана Радовановича), Ирана («Море и летающая рыба» Мехрдада Гхафарзадеха). Будет и картина из Ливана — «Дорога» режиссера Раны Салем. Буквально за день до пресс-конференции на Лазурном берегу подтвердили свое участие в ММКФ авторы картины из США «Он тоже хочет», продюсером которой выступил Мартин Скорсезе. Это режиссерский дебют Ника Сандоу. А рассказывает фильм о человеке, который мечтает стать гангстером.

По словам Кирилла Разлогова, новая черта ММКФ — крен в сторону Ближнего Востока. В программах представлены картины из Турции, Болгарии, Армении и других конфликтных регионов. Отметят на фестивале 100-летие геноцида армян, а также столетия болгарского и турецкого кино. Появится новая программа «Женский взрыв», подготовленная киноведом из Санкт-Петербурга Анжеликой Артюх. К 70-летию Победы во Второй Мировой войне покажут программу экранизаций так называемой «лейтенантской прозы», дополненную зарубежными лентами.

Российские фильмы будут широко представлены не только в Российской программе в Доме кино, но и в других программах ММКФ. Во внеконкурсной программе мы увидим новый фильм Владимира Хотиненко «Наследники» о Сергии Радонежском, «Райские кущи» Александра Прошкина по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» и «Архипелаг» Татьяны Воронецкой.