Блуждающий Центр Цивилизации
Негры делят бабу. Скотина Краун — Лестер Линч. Порги — Деррик Лоуренс. Бесс — Мириам Кларк. Фото предоставлено Казанской оперой
Сюжет потрясающий! Не заметку в газету следовало бы писать, а шикарный большой роман, исторический и авантюрный. О том, как блуждает Центр Цивилизации.
Он был в Египте, в Риме, в Иерусалиме. Возможно, в какой-то момент он был под Эйфелевой башней, но не остался там надолго. А кому-то кажется, будто он в Мавзолее: «Начинается Земля, как известно, от Кремля» (Маяковский).
Где этот Центр сейчас? Почему то застревает на тысячу лет, то летает по воздуху?
3 февраля он был в Казани. Целых три часа.
Вот глава для будущего бестселлера (дарю сюжет хошь Мосфильму, хошь Голливуду).
В конце ХIХ века из Российской Империи порознь уезжают мужчина и девушка. В Америке они поженились, и у них родился Джордж Гершвин.
Этот еврейский ребёнок сам научился играть на немецком пианино и скоро стал знаменитым джазовым композитором. То есть сочинял негритянскую музыку: спиричуэлс, блюз и т.п. Это уже ХХ век.
Потом он написал оперу «Порги и Бесс» — она считается первой (а то и главной) национальной оперой США.
Это что-то вроде «На дне» Горького, только под музыку и по ту сторону Атлантики. Негры-бедняки-алкаши-челкаши, паршивый виски, кокаин, поножовщина, измены, убийство и горячая вера в Иисуса Христа.
Как только кто-нибудь смертельно заболеет или начнётся шторм, грозящий перевернуть рыбацкую лодку, негры начинают петь (под музыку Гершвина):
О, доктор Иисус, помилуй нас!
О, Всевышний, спаси нас!
Заболевшего в больницу к белым не отправляют, лечат молитвой. Доктор Иисус спасает от всех болезней, от всех несчастий.
(Для блюстителей политкорректности. Негр, негритянка, негритёнок — это в русском языке совсем не обидные слова. Наоборот: предыдущие двести лет они произносились с симпатией и сочувствием. Если открыть одну из любимейших книг, то Гек Финн и Том Сойер спасают из рабства негра Джима, а вовсе не афроамериканца. В опере Гершвина негры орут своим приятелям-собутыльникам: «Вы дурачьё, чёртовы негры!»)
Как-то так случилось, что негры стали самыми христианскими христианами в белой христианской, но расистской Америке. И очень долго неграм не на кого было надеяться, кроме как на Христа.
Христос наш шагал по воде!
Встань, иди за ним вслед!
И вот в ХХI веке чернокожие солисты в центре России (точно между Москвой и Уралом) под оркестр Татарской оперы под управлением дирижёра Марко Боэми, итальянца, поют эту американскую христианскую оперу, сочинённую евреем, которого родили выходцы из России.
Опера большая, сложная. У нас её мало кто слышал целиком. Знают только «Колыбельную» да ещё пару хитов. Оперному хору сложно и непривычно петь в джазовых ритмах.
…С самого начала, со знаменитой «Колыбельной», публика была покорена.
«Божественно!» — это слово витало в воздухе, но относилось не к религии. Просто восторг перед красотой музыки и голосов.
Состав уникальный. Нищий калека Порги — Деррик Лоуренс (США), зверюга Краун — Лестер Линч (США) и ещё один солист и две солистки из США. Но и без Европы не обошлось. Спортинг Лайф, негодяй, торговец кокаином — фантастически пластичный и остроумный Рональд Самм (Великобритания). Бесс, беспутная негритянка, — Мириам Кларк (Германия)…
Торговец кокаином охмурил беспутную Бесс. Бесс — Мириам Кларк. Спортинг Лайф — Рональд Самм. Фото предоставлено Казанской оперой
Безупречное исполнение! — признавали после финала знатоки-профессионалы. 10 минут публика аплодировала стоя. Не было аплодисментов, переходящих в овацию, потому что сразу началась овация. И Марко Боэми сдался: жестом посадил оркестр, и нам на бис спели знаменитое:
— У меня есть девушка, Господь и песня!
…3 февраля Центр Цивилизации целых три часа был в Казанской опере.
Сейчас самое время было бы сказать, что Холодная война ХХI века и тем более Горячая (к которой нас тащит Холодная) — это идиотизм и подлость. Вот ведь: американские негры под белый оркестр (играющий на итальянских и немецких инструментах) поют в России в татарском театре оперу еврея, и 1000 человек в зале переживают счастье и высокое наслаждение (сколько бы циники ни шипели про наивную восторженность). Значит, мир возможен. Вот на что надо тратить деньги. На искусство, а не на вертолётоносцы…
Опера — это цивилизация. Это самая настоящая европейская цивилизация. Только лампочки на пюпитрах были китайские и выключенные телефоны в карманах — японские.