Барак концлагеря и шашка Жукова: в Манеже открылась выставка к 70-летию Победы


фото: Александр Добровольский

Главным «виновником» появления этой мемориальной экспозиции стало Российское военно-историческое общество. Организаторы называют ее уникальной интерактивной выставкой. В трех громадных залах представлены образцы оружия и макеты танков, подлинники документов, вещи узников конц-лагерей, германские и советские агитационные плакаты… Над декоративным арочным проходом – инсталляция: часы без стрелок, которые воспринимаешь, как символ провала во времени: эти страшные годы выпали из нормального хода истории.

Отдельные части залов декорированы под различные интерьеры, в которых разворачивалась трагедия Великой Отечественной. – фронтовая землянка, армейский командный пункт, «кусочек» поверженного Рейхстага… Вход в один из залов скопирован со знаменитых ворот в лагерь смерти Освенцим: металлическая арка с издевательской надписью поверху «Труд освобождает», шлагбаум… На отдельных площадках воссозданы классические атрибуты германской «машины уничтожения»: здесь можно можно побывать в бараке концлагеря, натолкнуться на ограду зоны, ощетинившуюся рядами колючей проволоки, увидеть виселицу и даже пройти по мрачному темному коридору, который ведет к печи крематория.

В отдельных витринах выставлены поистине уникальные экспонаты. Например, парадная шашка, подаренная в 1943 году уральскими оружейниками из Златоуста самому знаменитому полководцу той войны. На блестящем клинке – золоченая надпись «Герою и Маршалу Советского Союза, кавалеру ордена Суворова Г. К. Жукову». А в соседней витрине – личный автомат ППШ маршала Василевского. Он тоже подарочный. На полированном ложе прикреплена табличка с гравированным текстом: «Маршалу Советского Союза тов. Василевскому А. М. от коллектива Московского ордена Ленина автозавода им. Сталина в день выпуска миллионного пистолета-пулемета образца 41 г. 27-го сентября 1943 г.»

Еще одна реликвия военных дней – икона Казанской Божьей Матери. Этот храмовый образ перед нападением немцев на Россию хранился в Сергиевом Посаде в семье верующих. Согласно семейному преданию, во время битвы под Москвой икону взял с собой священник, отправившийся в прифронтовую полосу, занимаемую войсками нашей 33-й армии. Здесь батюшка, находясь фактически на полулегальном положении и получив негласное разрешение командования, неоднократно служил перед иконой полевые молебны о здравии солдат и о даровании победы над врагом. А 19 января 1942 года, когда части 222-ой стрелковой дивизии отбили у немцев подмосковную Верею, перед образом Казанской Богоматери батюшка отслужил молебен уже в открытую. После чего икона несколько месяцев оставалась в освобожденном городе, а осенью священник отвез ее обратно в Сергиев Посад.

Все это впечатляет. Однако куда более сильные эмоции вызывают документальные фото- и киноматериалы. Это – главное наполнение выставки, и самый сильный удар по нервам. Десятки фотографий на стенах, многочисленные мониторы, которые непрерывно крутят кинохронику тех военных лет. Регулярно на экранах возникает слово «Помни!»

Они и заставляют помнить. Кадры, запечатлевшие «трудовые будни» военной страды, бои Красной Армии за освобождение от гитлеровцев городов и поселков Польши, Чехословакии, Австрии, Болгарии, самой Германии… Фотографии, показывающие моменты радостной, – со слезами на глазах и с цветами в руках, – встречи советских воинов-освободителей жителями стран Восточной и Центральной Европы. И, конечно же, самое страшное – сохраненные на пленке снимки, которые сделаны на оккупированной территории, во время массовых облав, расстрелов, повешений, издевательств в концентрационных лагерях, «утилизации» трупов замученных…

Вот сюда, в эти залы привести бы нынешних украинских лидеров «незалежности», невежественного польского министра, руководителей Литвы и иных «манипулятров истории» – чтобы освежить им память! Чтобы еще раз дать почувствовать, что такое нацизм! Чтобы показать, кто в те страшные годы оккупации действовал у фашистов на подхвате!

1935 год. В Германии приняты Нюрнбергские расовые законы, лишившие немецких евреев гражданства и запрещающие им вступать в близкие отношения с представителями немецкой расы.

Дети, юноши и девушки – молодежь от 6 и до 18 лет, обязана вступать в различные патриотические организации, созданные новой властью в Третьем Рейхе. Те «несознательные» родители, которые вздумают вдруг удерживать своих чад от такого шага, подлежат немедленному аресту и отправке в тюрьму.

Гуманизм, человеческие отношения, главенство законов цивилизации отныне – по боку. У новой власти «новый порядок» и новая иерархия прав и правил: «Гитлер – вот закон!» А установления этого вождя не подразумевают никакой вольности в их толковании.

«Для решения Германского вопроса может быть только один путь – путь насилия. Цель Германии – захват жизненного пространства на востоке и его беспощадная германизация.» (А. Гитлер)

«За 30 лет «очистить» Польшу и Западную часть Советского союза от 31 миллиона человек, выселить за Урал до 46-51 миллионов человек, 14 миллионов, оставшихся там, – «онемечить».» (План «Афбау Ост». Август 1940 г.)

Уже сразу после нападения Германии на СССР жители захваченных немцами территорий почувствовали на себе всю «прелесть» нечеловеческого замысла гитлеровской «верхушки». И в этом нацистам из Третьего Рейха активно стали помогать их добровольные союзники из местных. В первую очередь – украинские националисты. Причем их активность проявилась в самых, казалось бы, «прозападных» областях Украины.

Яркий пример тому – устроенный летом 1941 года еврейский погром во Львове. Согласно документальным сведениям, гитлеровцам помогала Организация Украинских националистов под руководством Степана Бандеры. «Ключевым участником погрома была бандеровская «народная милиция», созданная ими в первый же день прихода немцев. Милиционеры ходили в гражданском с повязками белого цвета или цветов украинского флага».

Немцы цинично называли эту и подобные ей акции «самоочищением». Итог львовской «спец-операции» – свыше 4 тысяч погибших и расстрелянных мирных граждан. Куда больше было избитых и покалеченных. Женщин (даже беременных) били палками, заставляли раздеваться догола и в таком виде гнали по улицам, некоторых несчастных насиловали. Причем многие «пикантные подробности» запечатлены были на пленку фото- и кинооператорами, которых специально прислало в город геббельсовское Министерство пропаганды.

«Самоочищение» происходило не только на Западной Украине, но и в Литве, Латвии…

Для исполнения замыслов нацистской верхушки за время войны в самой Германии и на территории оккупированных ею европейских стран было создано свыше 14 тысяч конц-лагерей, в которые фашисты привезли более 18 миллионов человек. Из них 11 миллионов было уничтожено, – в том числе 1,5 миллиона детей.

Из воспоминаний военнопленного, уроженца Украины Эмилия Альперина, узника конц-лагеря Бухенвальд: «Подъем – в 5-5.30 утра. На завтрак – черпак искусственного кофе и 200 гр хлеба, иногда кусочек маргарина или ливерной колбасы. И все. Те, кто работал, – а продолжительность рабочего дня составляла 12 часов – получали в обед еще пол-литра «эрзац-кофе». Вечером заключенным давали черпак брюквенного «супа». Это был рацион рабов для изнурительного труда на военных заводах «Густлов Верке» и на каменоломнях. Там гранитные камни грузили на вагонетки, 12 заключенных впрягались в ржавые цепи и тянули груз на гору. При этом их заставляли петь песню на немецком языке: «О, Бухенвальд, вовек мне не забыть тебя, ведь ты судьба моя!» Практиковался бесцельный труд – одни копали канаву, другие ее закапывали. Девиз был такой: «Смерть через непосильный труд». Каждый день трупы на носилках уносили в крематорий…»

Из воспоминаний малолетнего узника Александра Петрова (весной 1943 года 6-летний мальчик вместе с матерью был отправлен в конц-лагерь Майданек): «Помню, как немцы стали отделять нас, детей, от наших матерей в отдельный барак. До сих пор стоят у меня перед глазами худенькие детские тельца в этом бараке. У некоторых детишек от крайнего истощения вываливалась прямая кишка, и блоковые [дежурные] постоянно вправляли этим несчастным прямую кишку на место. Они умирали часто – эти мальчики и девочки. Однажды моя мама каким-то чудом пробралась ко мне в барак. Она увидела, что у меня старые, рваные ботинки, и взяла свободные – ничейные, но еще хорошие, и дала их мне. Блоковая это заметила. Она прямо на моих глазах начала хлестать резиновым хлыстом мою маму по лицу и по телу. Брызнула кровь. Так и остались у меня в памяти эти ботинки, забрызганные кровью моей мамы…»

Выставка «Помни!» будет работать в выставочном зале «Малый Манеж» ( Георгиевский пер., 3, стр. 3) с 30 января по 10 февраля. Экспозиция открыта с 12 до 21 час. Вход бесплатный.

( фото)