Отключат ли Россию от SWIFT – как это было с Ираном?
фото: Геннадий Черкасов
Иран столкнулся с международными санкциями по полной программе – главным образом, в связи с тем, что Запад подозревает, что ядерная программа Тегерана носит отнюдь не мирный характер .
В январе 2012 года Совет ЕС выпустил доклад, в котором выразил свои опасения в связи с иранскими ядерными амбициями. В этой связи Совет ЕС объявил, что будет наложено эмбарго на экспорт иранской нефти, также было заявлено о том, что будут заморожены активы Центрального банка Ирана и ограничена торговля драгметаллами и нефтехимикатами. Новые санкции наложили ограничения на внешнюю торговлю, финансовый, энергетический и технологический секторы, они также включили запрет на страхование европейскими страховщиками иранских компаний.
В марте 2012 года система SWIFT, обеспечивающая банкам возможность движений денежных средств по всему миру, объявила о том, что прекращает оказание услуг связи финансовым институтам Ирана, которые подпадают под санкции Евросоюза (речь шла, в частности, о таких банках как Saderat Bank of Iran, Bank Mellat, Post Bank of Iran и Sepah Bank).
«Новое решение Европейского Совета, подтвержденное бельгийским казначейством, запрещает таким компаниям как SWIFT продолжать оказывать специализированные услуги по движению финансов попавшим под санкции ЕС иранским банкам. SWIFT зарегистрировано по бельгийским законам и вынуждено выполнять это решение как подтвержденное правительством страны ее местонахождения», – было сказано в пресс-релизе, опубликованном 15 марта 2012 года.
Этому предшествовало заключенное всеми 27 странами-членами Совета ЕС соглашение. Еще ранее, в январе 2012 г., группа United Against Nuclear Iran («Объединенные против ядерного Ирана») началп кампанию с призывом к SWIFT положить конец всем отношениям с иранской банковской системой, включая Центробанк Ирана. Эта организация утверждала, что членство Ирана в SWIFT нарушает как введенные Америкой и Евросоюзом финансовые санкции в отношении Тегерана, так и собственные корпоративные правили SWIFT. А в феврале того же года банковский комитет Сената США единогласно утвердил санкции в отношении SWIFT с целью давления на эту систему, чтобы она обрезала связи с попавшими под санкции иранские банки. То есть фактически имело место прямое давление на международную систему. И, по большому счету, оно сработало.
«Отключение банков — чрезвычайный и беспрецедентный шаг, – заявил тогда генеральный директор SWIFT Лазаро Кампос. – Это прямой результат международных и многосторонних действия по усилению финансовых санкций в отношении Ирана».
После исключения иранских банков из сети SWIFT эксперты справедливо предполагали, что Ирану станет гораздо труднее найти возможности для экспорта нефти и импорта необходимой продукции. Как заявлял тогда израильский министр финансов Ювал Стейниц, иранцам пришлось бы иметь дело лишь с наличностью либо с золотом, что невозможно, когда речь идет о миллиардах долларов. Но иранские СМИ, как правило, отрицают сокрушительный характер этих санкций. К тому же в качестве одной из мер противодействия Тегеран нередко использует подставные компании или даже страны, а также использует бартерную торговлю. Тем не менее, санкции сильно бьют по иранской экономике, доходы от экспорта «черного золота» резко пошли вниз. Если экспорт нефти из Ирана в конце 2011 года составлял 2,2 млн баррелей в день, то к сентябрю 2012 года этот показатель упал до 860 тыс. баррелей. Все это привело к резкому падению курса иранского риала.
Напомним, что SWIFT (Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций) – международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. SWIFT действует в соответствии с бельгийским законодательством и является корпоративным обществом, в котором состоят более 10 тысяч банков во всем мире.
После того, как со стороны членов Европарламента осенью 2014 года прозвучали призывы к исключению российских финансовых институтов из SWIFT (Еврокомиссия тогда сочла такую меру чрезмерно радикальной), в октябре прошлого года эта система обнародовала на своем сайте заявление в котором говорилось: «SWIFT и его заинтересованные лица получают призывы исключить из своей сети учреждения и целые страны – совсем недавно: Израиль и Россию. SWIFT – это нейтральная глобальная кооперативная компания, действующая по бельгийским законам. Она была создана своими членами для того, чтобы образовать всемирную службу коммуникаций и общий язык для международных транзакций. SWIFT предоставляет услуги более чем 10500 финансовых учреждений и корпораций в более чем 200 странах по всему миру. SWIFT – крайне важный поставщик услуг для финансовой индустрии и играет важную роль в поддержке международной коммерции и торговли. Сервисы SWIFT предназначены для облегчения их пользователей выполнения санкций и иных положений, однако SWIFT не будет принимать односторонних решений по исключению учреждений из своей сети в результате политического давления. SWIFT сожалеет о таком давлении, также как о сопутствующих спекуляциях в СМИ – и то, и другое несет риск, подрывающий системный характер услуг, предоставляемых SWIFT своим клиентам по всему миру. Как служба с системным глобальным характером, SWIFT не имеет полномочий принимать решения о санкциях. Любое решение о введении санкций в отноршении стран или конкретных объектов остается в полномочиях лишь компетентных правительственных органов и соответствующих законодателей. Базируясь в ЕС, SWIFT полностью следует всем соответствующим европейским законам. SWIFT не будет отвечать на индивидуальные призывы и давление с целью исключения финансовых институтов из своей сети». Вывод, который можно сделать из этого заявления такой: само по себе SWIFT не собирается исключать российские финансовые институты, но сделает это, если будут приняты соответствующие решения со стороны Европейского Союза.