Донбасский блицкриг: что это было
фото: Наталия Губернаторова
А все просто. Очередной украинский «блицкриг» на юго-востоке захлебнулся. Массированные атаки ВСУ на донецкий аэропорт вылились в массовые потери. «В течение двух суток на аэропорт было сделано более 6 атак пехоты и бронетехники . Все они потерпели поражение. Также потерпел поражение прорыв украинских военнослужащих в Донецк. К сожалению, был взорван Путиловский мост. Но вся колонна, которая шла на прорыв, была уничтожена. В плен взято три танкиста», — заявил 19 января глава ДНР Александр Захарченко. По его словам, Киев использовал перемирие, чтобы увеличить боеспособность своей армии, а затем уничтожить народные республики. Именно поэтому все начало января украинские власти старательно «не слышали» призывов вернуться к мирным переговорам.
Ответом на военную агрессию Киева в понедельник стала контратака на Пески и Авдеевку. Именно из этих населенных пунктов ведется ежедневный артобстрел Донецка. Но поскольку по минским соглашениям Пески и Авдеевка должны были оставаться под контролем украинской армии, все последние месяцы ополчение их не трогало. Что дало возможность Киеву превратить эти пункты в настоящие «укрепрайоны». Однако теперь, после вероломной атаки на Донецк, ополченцы останавливаться не намерены. Выбить киевских военных оттуда — первоочередная задача ополчения. Весь день из района боев поступали противоречивые данные. Ополченцы сообщали о том, что они уже вошли в Пески и находятся на подступах к Авдеевке. Штаб АТО взятие «укрепрайонов» отрицал, хотя и передавал панические сообщения, предупреждая волонтеров, чтобы они не приближались к Пескам: сильно стреляют.
Атака ополчения вышла кровопролитной. «За двое суток у нас 37 единиц различной техники и около 700 человек раненых и убитых живой силы противника, из них 200 убиты вчера. Потери среди ополчения: 8 человек убито, 37 ранено», — заявил заместитель командующего штабом ДНР Эдуард Басурин. Однако Киев отрицает провал своей наступательной операции: «Это не соответствует действительности. Они выдают желаемое за действительное: это их потери составили более 200 человек убитыми… Мы потеряли троих украинских военных, 66 получили ранения», — считает официальный представитель СНБО Андрей Лысенко.
Не менее горячие деньки выдались для злополучного Дебальцево, где заваривается новый украинский котел. По данным местной милиции, в понедельник в центр города упало около 15–20 снарядов, которыми были убиты три человека, включая мальчика 2003 года рождения, еще 12 были ранены. Напомним, что в этом районе сложился так называемый полукотел украинских войск, и теперь, когда перемирие нарушено, ополченцы пытаются полностью окружить противника. Сообщается, что они взяли под контроль населенный пункт Редкодуб и теперь ведут бои за поселки Миус и Чернухино, расположенные в 10–15 км от Дебальцево.
Неожиданный удар был нанесен 18 января по Горловке, когда бомбардировщики сбросили на нее 500-килограммовые авиабомбы, причем, как рассказал Захарченко, «били не прицельно, из-за облаков, просто по городу». Всего за это время в Донецке и его пригороде были ранены 44 и убиты 9 мирных жителей, в том числе 4-летняя девочка. Под артобстрел попали и представители Совместного центра по контролю за режимом прекращения огня. Как сказано в их докладе, по ним вели огонь из артиллерии крупного калибра и РСЗО «Ураган» украинских войск, из чего был сделан вывод о «беспрецедентности масштаба и интенсивности обстрелов Донецка и пригородов с момента начала работы комиссии».
Но, видимо, за два дня украинские военные исчерпали свои силы, поскольку в понедельник вдруг из их уст опять зазвучали слова о мире.
фото: Анатолий Губанов
Почему Порошенко поменял риторику?
Еще в воскресенье Порошенко с присущим ему пафосом заявил: «Мы не отдадим ни кусочка украинской земли, возродим на Донбасcе украинство. Сейчас Украина едина как никогда. Победа будет за нами». А в понедельник украинский МИД сообщил буквально следующее: «Мы готовы работать с Россией для обеспечения прекращения огня и полной имплементации пунктов минских договоренностей». При этом в ведомстве подчеркнули, что речь идет о том графике, который был утвержден 13 ноября. В соответствии с ним за 2 дня нужно прекратить огонь, за 5 дней отвести тяжелую технику и за 21 день развести силы по линии разграничения. Киев надеется, что соблюдение графика позволит в ближайшее время провести встречу минской группы. Однако там по-прежнему не видят в ДНР и ЛНР полноценных участников переговоров и обращаются к России, но Москва не раз напоминала, что не является стороной внутриукраинского конфликта.
Также во внешнеполитическом ведомстве заявляют, что Украина в полной мере выполняет требования минских договоренностей. Видимо, в качестве одного из ярких примеров подтверждения «благих» намерений официального Киева можно привести масштабное наступление украинской армии.
Напомним, 15 января Владимир Путин направил Порошенко план отвода тяжелой артиллерии на Донбассе. «Предлагаю, чтобы обе стороны — как украинские силовые структуры, так и ополченцы Донбасса (ДНР и ЛНР) — приняли неотложные меры к прекращению взаимных обстрелов, а также немедленному отводу сторонами конфликта средств поражения…» — сказано в послании Президента России. Но как сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, украинские военные ответили отказом.
Несовпадение слов и действий официального Киева налицо. ДНР и ЛНР свои намерения, в отличие от официального Киева, подтверждают не только словами, но и подкрепляют документально. 19 января в МИД России заявили, что ополченцами подписан график отвода тяжелой техники.
«Если Киев действительно искренне готов к взаимному с ополченцами отводу тяжелых вооружений, то необходимо немедленно приступить к практическим действиям на месте, тем более что руководители ЛНР и ДНР уже поставили свои подписи под согласованным графиком», — сказано в сообщении МИДа. Глава ЛНР Игорь Плотницкий заявил, что два пункта документа были подписаны. «Первый и второй нас устраивали, по третьему — у нас еще были отдельные договоренности. В любом случае мы всегда поддерживали отвод тяжелых вооружений от линии огня…» Однако вполне возможно, что теперь «линию разграничения» придется проводить по новой. Вряд ли власти Новороссии согласятся вернуть под контроль украинских сил те населенные пункты, откуда так удобно наносить удары по Донецку и Луганску.