Живая история советской космонавтики вернулась в Россию из США


фото: Александр Астафьев

Академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда Василий Мишин встал у руля особого конструкторского бюро (ОКБ-1) после смерти Сергея Королева в 1966-м году. Он руководил главным космическим предприятием вплоть до 1974 года . В копилке его побед — причастность к успешному запуску первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957, выведение на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957, первый полёт человека в космос 12 апреля 1961-го года.

На протяжении всей своей долгой жизни Василий Павлович вел дневники. Он записывал в них свое отношение к создаваемой технике, регистрировал встречи с коллегами, их подходы к возможным техническим решениям. Много места в дневниках уделено поискам причин катастроф и аварий в космосе.

После ухода в 1974 году с поста руководителя ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») Мишин уничтожил в своих дневниках только, как он сам выражался, самую «чувствительную» информацию. Все остальные записи в 36-ти толстых тетрадях ждали своего часа для передачи потомкам. Однако в начале 90-х ценность наших научно-технических достижений – всего того, что определяло смысл жизни не только Василия Павловича Мишина, но и многих тысяч его коллег – оказалась под сомнением.

Историей нашей, отечественной космонавтики в те годы профессионально интересовались преимущественно зарубежные исследователи. Наши порой еле сводили концы с концами.

Чтобы не унижаться и не просить, в 1993 году, Мишин решил поддержать семью, выставив в 1993 году свои дневники в нью-йоркском аукционном доме «Сотбис». В них была живая история советской космонавтики от 1960-го до 1974 годов.

Старые тетради академика Мишина стали одной из «жемчужин» «Сотбис». О событиях тех недель в Нью-Йорке подробно рассказал в книге «Записки ракетчика» Чарльз Вик – один из тех, кто всю жизнь занимался историей нашей космонавтики. Чарльз Вик, делая для «Сотбис» каталог, высоко оценил значение дневников для истории космонавтики. По итогам торгов дневники – вместе с другими космическими достопримечательностями более «осязаемого» характера – приобрел для фонда своего имени Росс Перо – предприниматель, который несколько раз баллотировался в президенты США в качестве независимого кандидата, известный неординарным подходом ко многим проблемам современности.

Когда российские раритеты – в коробках и контейнерах – оказались в Фонде Перо, сам предприниматель сделал важное заявление. Сказал, что он купил часть российской истории с тем, чтобы сохранить ее для потомков. И готов вернуть в Россию – тогда, когда там созреют для этого необходимые условия.

Эти условия, похоже, настали, спустя семь лет после продажи раритета. По словам владельца, дневники жили в его Фонде в тех же коробках, в которых он их приобрел. Периодически к ним подступались американские историки, но, как правило, быстро бросали это дело. Для расшифровки дневников недостаточно было знать русский язык, надо было знать язык отечественного ВПК, сплошь состоявший из условностей, умолчаний и общепринятых сокращений. В общем, для американских исследователей эта задача оказалась неподъемна.

Нелегко было и нашей команде, которая получила от Росса копии дневников Мишина. Одним из руководителей этого проекта стал декан Аэрокосмического факультета МАИ Олег Алифанов, много лет проработавший под руководством Василия Мишина. При активном участии и помощи семьи Мишина дневники в итоге были расшифрованы и скоро предстанут перед читателями.