«Табакерка» готовит постановку культовой пьесы
Рeпeтирoвaть спeктaкль в истoричeскoм пoдвaлe нaчинaли eщe дo всякoгo тaм кaрaнтинa, прeмьeру нaмeчaли нa кoнeц июня. Тeпeрь нaдeются пeрвым сыгрaть в сeнтябрe. Вooбщe, «Тaбaкeркa» кaк будтo пригoвoрeнa к этoй пьeсe. Вo-пeрвыx, в кoнцe 90-x eщё мaлo кoму извeстный рeжиссёр Кoстя Бoгoмoлoв выпустил здeсь свoeгo «Стaршeгo сынa». Пoстaнoвкa была очень яркой, и в нем блеснули своим талантом тогда ещё не звезды — Юрий Чурсин, Яна Сексте, Евгений Миллер, Андрей Фомин. Старшего Сарафанова играл Сергей Сосновский из МХТ.
В начале этого года, ещё до всякого там карантина актриса и педагог курса Алена Лаптева успела выпустить вампиловского «Сына» со своими студентами. А поскольку согласно концепции нынешнего худрука Табакерки Владимира Машкова, что в каждой студенческой работе непременно должен играть один из артистов труппы, то на роль Сарафанова на площадку молодняка позвали мэтра Сергея Беляева, тоже, кстати, педагога Школы. Студенческий спектакль понравился Машкову, и теперь Алена Лаптева готовит его для Исторической сцены.
Наконец исполнитель роли отставного музыканта, отца-одиночки двух взрослых детей и конченного идеалист Андрей Григорьевич Сарафанова — Сергей Беляев — тоже имеет свою историю с героем.
— Когда мне было лет 15, я занимался в художественной самодеятельности и репетировал роль Сарафанова, — рассказывает Сергей. — Это было очень давно, но сейчас, когда я вернулся к этой роли, оказалось, что я помню половину текста, хотя прошло столько лет. Когда Алена Лаптева предложила мне роль Сарафанова, я не то, чтобы испугался, но подумал о фильме с Евгением Леоновым — это же культовое произведение, для моего поколения по крайней мере. Я знаю его практически наизусть. В общем, я стал отказываться, пошёл к Машкову, назвал фамилию Леонова, начал объяснять… Владимир Львович в ответ сказал: «Он — Леонов, ты — Беляев. Вперед!». И я согласился.
И начались репетиции. Для тех, кто не читал пьесы Вампилова или не видел замечательного фильма Виталия Мельникова с участием Евгения Леонова, а также Михаила Боярского и Николая Караченцова кратко излагаю сюжет. Маленький провинциальный городок. Поздний весенний вечер на дворе. Два молодых человека опоздавшие на последнюю электричку, в поисках ночлега звонят в дверь первой попавшийся квартиры. Чтобы их не спустили с лестницы, один из них представляется сыном хозяина, о существовании которого тот не подозревает… Хозяева верят молодым людям и принимают их как родных. Так у отставного музыканта Сарафанова появляется старший сын, а у его дочери и сына – старший брат. Новоиспечённый родственник даже не подозревает, сколько сюрпризов всем обитателям квартиры и ему самому готовит этот легкомысленный и отчаянный ночной визит.
Алена Лаптева, режиссер спектакля:
— Мне была интересна история того, как чужой, посторонний человек может стать родным. Как можно принять такой поворот событий не в теории, а на практике, как происходит это срастание. «Все люди братья» не только название неоконченной оратории Сарафанова, это принцип его жизни. А смысл жизни для Сарафанова в детях. Но дети уходят. Уходят в работу, семью, уезжают в другие города, уходят в свою жизнь.
Роль самозванного сына Сарафанова репетирует талантливый молодой актёр Артур Касимов (играет в «Безымянной звезде» в дуэте с Анной Чиповской, Чёрного кота в «Голубом щенке»). А его нагловатого дружка Сильву — Павел Шевандо (в этом сезоне запомнился по роли Почмейстера Шпекина в «Ревизоре»). Вячеслав Чепурченко, появится в роли Кудимова. Две женские роли у молодых актрис — Арины Автушенко (Макарская) и Натальи Поповой (Нина).
Посмотрим, что интересного предложит художник-постановщик Сергей Тырин для квартиры военного музыканта Сарафанова. Во всяком случае его предыдущая работа в спектакле Владимира Машкова «Ночь в отеле» была весьма удачна. Ну а художником по костюмам выступает Евгения Панфилова, дважды «одевавшая» спектакли «Табакерки».