Оператор «Добро пожаловать в Чечню» объяснил уникальную технологию замены лиц
Мирoвaя прeмьeрa прoшлa в СШA нa фeстивaлe «Сaндэнс», гдe фильм пoлучил нaгрaду зa лучший мoнтaж. Пoтoм былa мeждунaрoднaя прeмьeрa нa Бeрлинскoм кинoфeстивaлe в прoгрaммe «Пaнoрaмa-дoк» с пoслeдующeй нaгрaдoй — призoм зритeльскиx симпaтий. Нa крупнeйшeм дoкумeнтaльнoм фeстивaлe в Сaлoникax сoвсeм нeдaвнo «Дoбрo пoжaлoвaть в Чeчню» пoлучилa грaн-при «Зoлoтoй Aлeксaндр». Мы пoгoвoрили с рoссийским учaстникoм кaртины Aскoльдoм Курoвым.
— Кaк вы пoпaли в этoт прoeкт?
— Рeжиссeр Дэвид Фрaнс прочитал в «Нью-Йорк таймс» статью о том, что происходит в Чечне, и сразу же захотел снимать об этом фильм. Поскольку сам не мог сразу приехать, начал искать оператора в России. Ему порекомендовали меня. В 2014 году мы с Павлом Лопаревым сняли фильм «Дети- 404» о ЛГБТ-подростках в России, который был показан по всему миру, в том числе и в Нью-Йорке. Дэвид видел его и обратился сначала к Павлу, а он рекомендовал меня. Мы с Дэвидом стали общаться, и я до его приезда начал снимать, а потом мы уже вместе продолжили работу.
— Как вы работали с лицами своих героев, меняли одни на другие?
— Это уже происходило после того, как фильм был смонтирован. Изначально идея Дэвида о том, что можно этих людей в принципе снимать, казалась совершенно немыслимой. Они же скрывались, боялись, что обо всем узнают их родственники. Они тайно покидали Россию, были напуганы и травмированы. Казалось, что им точно не до фильма, но Дэвид верил, что это необходимо сделать и сумел убедить наших героев в том, что это важный документ для правосудия. Он дал слово, что полностью изменит внешность героев так, что их невозможно будет узнать. Приступая к работе, мы еще точно не понимали, какая технология будет использована. Были разные варианты. Например, анимировать героев. В итоге применили технологию deep fake. Она впервые применена в кино. До этого использовалась в роликах в качестве приколов.
— Как это происходило?
— Больше 20 человек в Нью-Йорке, в основном, активисты, согласились предоставить свои лица в качестве щитов для героев. Их сняли в студии с разных ракурсов, оцифровали особым образом, а потом с помощью искусственного интеллекта наложили на лица наших героев так, что лица дублеров полностью повторяли их мимику и движение глаз. Таким образом, сохранялась человечность, которой не удалось бы достичь с помощью анимации. Для зрителей это подмена не имеет особого значения, поскольку они не знают, как выглядят настоящие герои. Они видят все эмоции, которые эти люди проживают.
Кадр из фильма «Добро пожаловать в Чечню»
— У тех, кто подарил вам свои лица, были опасения?
— Какая-то доля риска и героизма есть в их поступке. Они живут в Америке. Не думаю, что их станут преследовать за то, что они в принципе участвовали в фильме. Надеюсь, что они в безопасности.
— Вы видели фильм Скорсезе «Ирландец»?
— Видел. Там абсолютно та же технология, за исключением того, что на лицо Де Ниро накладывается лицо самого актера, но в более молодом возрасте. А в нашем фильме – это совсем другие лица.
— Какой был отклик в Чечне?
— Мы пока не слышали никакого отклика. Был только сюжет на телевидении. В нем участвовала чеченская правозащитница, которая, по ее словам, пыталась проверить факты, но не нашла подтверждений того, что кого-то преследовали. К такому выводу она пришла на основании того, что не видела никаких заявлений в следственном комитете. Хотя есть заявление Максима Лапунова – единственного, кто отважился его написать. Его семье пришлось покинуть Россию.
— Снимали в основном в Москве или в Грозном?
— Я в Чечню не ездил, но Дэвид с другим оператором побывал там, в фильме есть эпизод — один из самых сильных — когда эвакуируют девушку.
— Что вы будете делать дальше уже как режиссер?
— Я монтирую еще один фильм про Олега Сенцова, который снимал в 2018 году. Это история о том, как его друзья и коллеги в то время, когда он ушел на голодовку, желая его поддержать, дать надежду и работу, организовали съемки фильма по его пьесе «Номера». Олег режиссировал из колонии удаленно через адвоката, писал подробные письма с указаниями для актеров, художников, операторов. Он утверждал кастинг, костюмы и декорации по фотографиям. В Киеве на студии все это обсуждали и по его указаниям работали. А я снимал сам процесс съемок в Киеве, встречался с Олегом в Лабытнаги, когда ездил туда с его адвокатом.