«Обыкновенное чудо» Евгения Симонова отмечает юбилей

Мeжду ними дeйствитeльнo мoжнo смeлo пoстaвить знaк рaвeнствa: Симoнoвa = принцeссe, скaзoчный пeрсoнaж = рeaльнoй aртисткe. Тaк бывaeт? Крaйнe рeдкo, скoрee исключeниe из прaвил, нo прaвилo пoдтвeрждaющee. Впрoчeм, тaкaя тoждeствeннoсть сoвсeм нe означает, что роли ей даются на раз-два. Евгения Павловна ищет суть характеров, мучается, может, перед премьерой и не спит даже, только никому в голову не придет так о ней думать. Потому что все ее героини — киношные или театральные — настолько настоящие, как будто никакой игры в них и нет, а есть просто жизнь. Жизнь, скажем, времен Великой Отечественной (Маша, «В бой идут одни старики»), жизнь в Москве 50-х (Лика, «Московский хор»), в Норвегии позапрошлого века (Сюзанна, «Сюзанна») или в России начала прошлого (Софья Толстая, «Театральный роман»). А еще в Нью-Йорке, где обитает одна ее Тамара, обманутая жена («Враги. История любви»), и другая Тамара, но уже из постблокадного Ленинграда. И в каждой из этих женщин, очень разных, непременно есть какая-то необъяснимая, как дыхание, правда. Вот только правду объяснять не надо — иначе она не правда, а нечто другое, что часто и много можно видеть на сцене и экране.

В спектакле «Женитьба». Фото: Театр Маяковского

А правда про Евгению Симонову заключается в том, что она Актриса. Без всяких там непременных теперь утяжелителей — модная, знаковая, медийная, звездная, с тысячами подписчиков на разных пабликах, с лайками, просмотрами и комментами. Такие подпорки на самом деле для слабых или жадных. Но они для Евгении совсем без надобности, потому что она — Актриса милостью Божьей, и это самое высокое звание, которое останется в истории театрального искусства, куда ее имя уже вписано красивым, безупречным почерком, лишь время от времени подкрепляясь новыми работами, наградами, победами.

И есть еще одна правда, непосредственно вытекающая из вышесказанного о профессионализме актрисы, но все-таки ценнее его. Это достоинство, с которым она существует в этой непростой профессии, с которым идет по жизни. Негромко, без суеты, без историй — предмета всеобщего обсуждения. Я бы сказала — с застенчивостью, совсем не подобающей актрисе ее статуса и больше подходящей дебютантке. Но это достоинство той самой редкой пробы, какой отмечены всего несколько наших выдающихся актрис — Юлия Борисова, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Наталья Тенякова. В их ряду на правах младшей сестры — Евгения Симонова. Не по годам открытая, расположенная к людям, нежная, чуть наивная. И в этом ее чудо. Обыкновенное, если помните одноименный и бессмертный фильм Марка Захарова по такой же сказке на все времена Евгения Шварца.