Премьер Большого театра Беляков рассказал как балетные спасают профессию на карантине

— Aртeмий, вы с жeнoй, тaкжe aртисткoй Бoльшoгo тeaтрa Дaрьeй Xoxлoвoй, гдe сeйчaс нaxoдитeсь?

— И с жeнoй, и с сeмьeй мы зa гoрoдoм у бaбушки. Я нe чувствую сeбя oсoбo лишeнным чeгo-тo… У мeня никoгдa нe былo пoтрeбнoстeй чaстo xoдить в рeстoрaны, в бaры или в кaкиe-тo клубы и другиe мeстa, кoтoрыe стaли сeйчaс, в связи с изoляциeй, нeдoступны. Eдинствeннaя слoжнoсть — этo пoддeржкa прoфeссиoнaльнoй фoрмы. И, пoжaлуй, нa этoм всё oгрaничивaeтся… Пoтoму чтo, дaжe кoгдa этoгo всeгo нe былo, и мы eщe рaбoтaли в тeaтрe, пo сути, бoльшую чaсть врeмeни мы тaм и прoвoдили. Крoмe тoгo, чaсть врeмeни я прoвoдил eщё и в институтe, гдe учился. A кoгдa oстaвaлoсь xoть чуть-чуть свoбoднoгo врeмeни, мы тaкжe уeзжaли зa гoрoд нa прирoду, чтoбы прoстo рaзгрузится oт шумa, и всeгo oстaльнoгo… Пoэтoму нет ничего такого, чего мне сейчас жутко не хватает.

— Артисты балета, как мне кажется, самые пострадавшие. Не в материальном, а прежде всего в профессиональном смысле. Как поддержать форму? Ведь у вас теперь нет ежедневного станка и танцевальные челленджи — это красиво, но…

— Действительно, это безумно сложно. Но сейчас, например, театр выделил такой специальный профессиональный балетный линолеум для артистов, чтобы мы могли заниматься. Больше ста кусков! И это поддерживает.  Потому что для танцовщиков покрытие, на котором они занимаются, очень важно. Для артистов балета существует много ограничений, чтобы держать себя в форме на должном уровне. 

— Ты уже получил свой кусок линолеума?

— (Смеётся) Да.

— А балетная палка, чтобы заниматься станком, у тебя дома имеется?

— Палка занимает много лишнего места, и поэтому её у нас нет. Мы держимся за шкаф и за диван…

— Вижу, что ты относишься к тому типу людей, кто из самого плохой ситуации предпочтёт  извлечь преимущества?

Это так. Карантин, самоизоляция, но появились другие возможности заниматься тем, что тебе ещё интересно, помимо балета. Например, полноценно делать проект «Историческая память поколений», он посвящен Дню победы (делаю с моим коллегой Дмитрием Умниковым и с женой Дарьей Хохловой). В нем разные люди рассказывают свои истории, связанные с памятью победы, и это не только истории, касающиеся их семей, что, безусловно, тоже очень интересно, но и взгляд на многие события войны более широко. К нам уже присоединились звезды Большого театра: балерина Евгения Образцова, солистка оперы Юлия Мазурова, известный теле и радиоведущий Михаил Зеленский, актёр Дмитрий Миллер, многие другие…например, Разлогов Кирилл Эмильевич, киновед и культуролог, рассказал много интересного, связанного с кинематографом в период Великой Отечественной войны. И я сам не только делал этот проект, но и сам тоже участвовал в нём. Для меня, в связи с моей работой в театре, конечно, наиболее интересны факты истории Большого театра. Например, про попадание бомбы в здание театра, когда были повреждены беломраморные лестницы, ведущие в императорское фойе, а также знаменитые колонны Большого театра. Но поскольку Большой — объект очень важный, политически в том числе (в театре до и после войны проходили все важные партийные съезды и конференции), его довольно быстро реконструировали. Интересна и история о специальных сетках, которыми был замаскирован Большой театр во время налетов. На них были нарисованы окна, и здание было замаскированно под обычные гражданские дома, и когда фашистские летчики проводили разведку и летали над Москвой, они очень удивлялись тому, что их карты не соответствуют «действительности».Не распыляясь на другие, конечно, важные для артиста балета и необходимые ему дела и процедуры. Такие, как массаж или лишние часы сна, которые нужны для нашей работы. Хорошо, что время можно провести с семьёй! Потому что, даже учитывая, что мы с моей женой Дарьей Хохловой вместе работаем в театре, мы видимся крайне мало и в театре практически не пересекаемся — у неё свои репетиции, у меня — свои. 

фото: Из личного архива
Артемий Беляков и Дарья Хохлова отрабатывают в домашних условиях поддержки.

— Но от дней минувших вернёмся в настоящее, к профессии. На видеороликах, что ты сейчас записываешь, видно что в домашних условиях можно делать немыслимые поддержки. У других балетных артистов, в отличие от тебя,  под рукой нет партнёрш, чтобы так тренироваться в поддержках…

— Каждый совершенствует сейчас те навыки и возможности, которые для него более доступны в его условиях изоляции. Вот нам с Дарьей, слава Богу, доступна возможность совершенствовать свои силы в дуэтном танце. Да, ролик, про который вы говорите, сейчас стал очень популярным в интернете. Импульс был от оркестра Большого театра. Александр Крылов запустил эту эстафету, и оркестром исполнялось адажио из балета Чайковского «Щелкунчик» из своих квартир. А мы с Дарьей танцевали… В своем Instagram-канале и у меня, и у неё теперь есть рубрика «Поддержка недели». Для меня это ещё и тренировка чисто балетмейстерских навыков, потому что мы придумываем необычные поддержки и фиксируем их на фото.

— На фото, или на видеокамеру?

— На фото. Что касается камер… Дарья — как раз любитель сложных гимнастических поддержек, очень непростых и замысловатых. Но мы с ними хорошо справляемся. Но увы, есть ограничения в высоте потолка и места в комнате, и поэтому невозможно на видео записать какой-то красивый трюк. Поэтому, когда можно сделать статическую позу и её зафиксировать, ограничиваемся фото. Мой профессионализм мне подсказывает, что, наверное, правильнее, когда ты делаешь поддержки в определенном виде. Мне больше нравится делать поддержки в такой форме, когда лучше видно тело. Я имею в виду униформу.

— Вы снимаетесь в специальной балетной униформе — в трико и купальнике?

— Нет. У нас, увы, нет с собой ни трико, ни балетных купальников. Хорошо, что пуанты были у Дарьи. Потому что наша балетно-репетиционная одежда осталась «в заложниках» в театре, . Поэтому находим возможность заниматься в том, что есть: в шортах, в каких-то леггинсах, в майках…

— Проблемы набора лишнего веса в период изоляции, когда возможности балетных нагрузок ограниченны, у вас не возникает?

— Нет, абсолютно. Слава Богу, это не касается ни меня, ни Дарьи. И это не только благодаря тому, что мы активно стараемся поддерживать физическую форму и в плане балета, и даем кардио-нагрузки.

— То есть специальную диету не соблюдаете? Калории не высчитываете?

— О, нет! У нас все вкусно готовят. И бабушка, и моя жена. Мы замечательно питаемся. Калориями не заморачиваемся. Нам действительно в этом смысле повезло. Потому что покушать вкусно я люблю! Есть и булочное, и жирно-мясное… А то, что не набирается лишний вес, это большой подарок от природы!

Артемий Беляков в партии Красса в балете Юрия Григоровича «Спартак». Фото Батыра Анадурдыева

— В Большом театре на конец марта была намечена премьера твоего балета на музыку Глазунова «Времена года», которая из-за пандемии была отменена…

— Да, спектакль был уже готов к показу, и в тот момент, когда у нас уже проходили прогоны, случилась эта ситуация с карантином. Тогда мы ещё надеялись, что в мае, как раз в эти дни, когда в афише стоял второй блок тех же спектаклей, мы их все-таки покажем, хотя не понятен был масштаб всех событий. По тому, как это сейчас развивается, конечно, странно делать какие-то прогнозы. Но генеральный директор Владимир Георгиевич Урин гарантировал, что премьеры всё-таки состоятся, и всё это будет показано, когда театр станет доступен для зрителей. Для меня, конечно, эта ситуация была, не буду скрывать, очень неприятная. Потому что было очень много сил вложено в работу, и не только мной как хореографом, но и артистами. Последний прогон, который проходил в составе двух ведущих пар (Дарья Хохлова и Марк Чино; Ангелина Влашинец и Иван Алексеев), был просто великолепен. И вдруг…печально, но сейчас, по прошествии времени, могу сказать — очень хорошо, что работй мы доделали. Теперь уже с одного дня премьеру выпустить не получится: в любом случае, артистам нужно будет входить в форму и заново репетировать. Но когда мы будем выпускать эту премьеру, я смогу что-то доработать и поменять.  

— Как танцовщик ты сам не принимаешь участие в своем балете?

— Мне часто задают этот вопрос, и я всегда отвечаю: «Категорически нет». Потому что я вынужден был уже танцевать в своих балетах, но, скорее, по необходимости. И потом, исполнение непосредственно своей хореографии — очень сильно ограничивает пластику и возможности сочинения текста. Потому что это расхолаживает мысль. Ведь ты четко знаешь своё тело, и оно тебе диктует, какое телодвижение нужно сделать. В моем балете занято много классных составов… В том числе ведущих артистов и прим Большого театра: с большим удовольствием было работать с Ольгой Смирновой и Якопо Тисси.