Оnline-собутыльники по вызову: карантин породил новые формы искусства

В сжaтыe срoки нaписaнo ужe нeскoлькo кoрoткиx истoрий. Съeмки пилoтныx сeрий зaвeршились. Пoкa снимaeтся пeрвый блoк, aвтoры рaбoтaют нaд сцeнaриями для слeдующиx кoрoткoмeтрaжeк. Xудoжeствeнным рукoвoдитeлeм   прoeктa стaл   дeкaн рeжиссёрскoгo фaкультeтa ГИТИСa,   рукoвoдитeль «Цeнтрa Миxaилa Чexoвa» Влaдимир Бaйчeр. Кoмпaнию eму сoстaвилa дрaмaтург и пoэт Eлeнa Исaeвa,   пo сцeнaриям кoтoрoй снятo бoлee 30 кaртин: «Doc.тoр», «Мoлoдoe винo», «Oбрeчeнныe нa вoйну». Oнa тaкжe прилoжилa руку к сериалам «Бедная Настя», «Татьянин день», «Не родись красивой»… К работе над «#Изолентой» привлекли   актеров «Центра Михаила Чехова» и магистрантов-драматургов из семинара Театрального института имени Бориса Щукина. В режиссерской группе — Петр Олевский, Станислав Эрклиевский, Дарья Шумакова и Максим Кульков. Все работают   удаленно, снимают одним планом в реальном времени без склеек. По словам авторов, это будет сочетание screenlife и реалити-шоу.  

По словам Владимира Байчера проект возник спонтанно, но неожиданно «попёрло». В ГИТИСе на базе департамента дополнительного образования есть актерский семинар «Семестр Михаила Чехова», где сорок профессиональных актеров повышают квалификацию или проходят переподготовку. Когда вуз   закрылся на карантин, они начали заниматься актерскими упражнениями в режиме online, делать этюды о находящихся в самоизоляции людях, чье общение ограничивается интернетом. А поскольку Владимир Байчер и Елена Исаева – давние друзья, а она к тому же   ведет двухгодичную магистратуру драматургов в «Щуке», то решили познакомить актеров с будущими драматургами в надежде, что они что-то напишут, актеры сыграют, а параллельно все будет снято на домашние камеры. В дело вовлекли молодого режиссера Петра Олевского, потом   подключились его коллеги, чтобы поговорить о сидящих на карантине людях, их страхах, отчаянии, нелепостях, помогающем выживать юморе. По словам Владимира Байчера, цель проекта — дать шанс самореализации творческим людям, лишившимся из-за карантина возможности работать.        

О деталях проекта рассказывает уже Елена Исаева.

Кадры из сериала «#Изолента» предоставлены съемочной группой.

— Почему сериал вы назвали   «#Изолента»?

— Сначала хотели назвать его «Карантиндер», но поняли, что это ограничит наше исследование   жизни. Если люди выходят в сеть с целью знакомства, то получается узкий срез. Хотя эта придуманная нами сеть в истории используется. У нас есть   муж и жена, сидящие в разных комнатах: он сходил в магазин, а она боится его впустить — такой невроз, связанный с вирусом. Есть отец, помирившийся с дочерью, потому что она живет на ферме далеко от города. Есть   тема домашнего насилия, алкоголизма, семейные проблемы, онлайн-аниматоры для детей и «собутыльники по вызову». Ведь зритель хочет отрефлексировать собственную жизнь, и видеть не детективы и стрелялки, а то, как сам живет. Его   личные переживания по душевной силе могут быть не менее острыми, чем у полицейского, преследующего преступника. А этим никто не занимается, ограничиваясь броскими и лежащими на поверхности конфликтами. Все мы оказались в ситуации, про которую нужно разговаривать, чтобы хоть немного себя идентифицировать, понять, что я не один такой. Может быть, наш сериал поможет людям в чем-то разобраться, найти верный алгоритм поведения или просто заставит иногда улыбнуться, потому что юмор там тоже будет. Жанры у нас разные. Начали мы с отдельных коротких сюжетов, но   материал стал прибавляться – практически мы берем его из жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг. Думаю, что в итоге это будет калейдоскоп историй, которые начнут складываться как пазлы, создавая общую картину сегодняшней реальности. Если возникнет долгоиграющая история, мы не ограничимся только моими ребятами. Пригласим новых авторов и актеров. Проект может охватить большое количество людей. В такой ситуации важно, чтобы команда собиралась по любви, и ругаться мы могли только по творческим вопросам.  

— Имея стаж в кино, вы, наверняка, с чем только не сталкивались…

— Я больше 20 лет работаю в кинопроизводстве, прошла огонь, воду и медные трубы, насмотрелась на многое. Найти продюсера (а у нас такой есть – молодая и начинавшая как сценарист Аня Курбатова), который адекватно себя ведет, поддерживая всю команду — большое счастье. С режиссером Петром Олевским мы подружились на картине «Молодое вино» по моему сценарию. Петя – живой, креативный, а проект требует быстрого реагирования. Я заканчивала журфак и потом много занималась документальным театром: наш проект по оперативности напоминает журналистику. Мы мониторим ситуацию, пытаемся узнать, что испытывают люди в изоляции, как справляются со своими   проблемами. Мы берем реальные истории и преобразуем документальный срез жизни в художественный, в каждой новелле стараемся создать некую метафору.   

— Общение и у вас между собой, и у героев происходит через экран?

— Да, потому что все сидят по своим домам. Это, конечно, уникальный опыт. Писатели по домам пишут, режиссеры режиссируют, артисты играют. Если в сценарии написано, что в кадр заходит ребенок, значит, нужно найти актера, сидящего на карантине с ребенком. Если должна появиться собака, то ищем актера, у которого есть пес.    

— Как думаете, актуальность ваших историй не уйдет, когда все закончится?

— Проблемы не исчезают, и самая большая заключается в том, что все мы уходим в online. Карантин в этом смысле нам очень навредил. И без него людей невозможно оторвать от гаджетов и компьютеров, а сейчас вся жизнь переместилась в виртуальное пространство.