Скандал с сериалом «Зулейха открывает глаза»: опасная провокация или «простительная глупость»
Внимaниe прeдстaвитeлeй тaтaрскoй oбщeствeннoсти привлeк эпизoд из втoрoй сeрии фильмa, гдe глaвную гeрoиню Зулeйxу oтпрaвляют с группoй другиx рaскулaчeнныx в ссылку. Пeрeд тeм, кaк пoгрузить нeсчaстныx нa пoдвoды, кoмaндир-чeкист устрaивaeт пeрeкличку зaдeржaнныx.
Всe, врoдe бы, прaвильнo, в рeaльныx услoвияx имeннo тaкoй пoрядoк сущeствoвaл. Нo вoт имeнa-фaмилии из списка репрессированных, которые громко звучат с экрана, — эти фамилии оказались «с подвохом».
«Таджуддин Талгат!», «Гайнутдин Равиль!», … «Идрисов Умар!», «Пончаев Жафяр!»… — На каждый такой выклик начальника конвоя отзывается кто-то из арестованных, — простых сельских мужиков неказистых с виду, в мало презентабельной одежде. В общем, незначительные герои второго плана. Однако по странному стечению обстоятельству у всех этих «забубенных» киношных персонажей есть двойники-однофамильцы – видные деятели татарской мусульманской культуры сегодняшних и прошедших времен.
Например, Талгат Таджуддин является Верховным муфтием Российской Федерации. Равиль Гайнутдин — председатель Духовного управления мусульман РФ. Умар Идрисов — первый председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области. Жафяр Пончаев — бывший председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга… Среди имен, прозвучавших в столь странном контексте в фильме, также упомянуты некоторые очень уважаемые в татарском мире видные муфтии, богословы, жившие в позапрошлом веке. Все они, волею создателей сериала, тоже «подарили» свои имена простым мужикам-ссыльнопоселенцам.
Случайность, никем не замеченная? – Ведь в тексте романа Гузель Яхиной, по которому сделан фильм, ничего подобного нет.
Казанский информационный ресурс «Татар-информ» приводит высказывание на сей счет одного из артистов, снимавшихся в сериале.
Заслуженный артист Татарстана Ренат Шамсутдинов: «Я был там от первого до последнего кадра фильма. Мы — татарские артисты — это (имена известных деятелей — ред.) слышали и выразили крайнее недовольство. Фирая Акберова (народная артистка Республики Татарстан – ред.) очень переживала…»
По словам Шамсутдинова, актеры из Татарстана обратились к режиссеру картины с просьбой не использовать имена известных и уважаемых духовных деятелей в сериале. Далее Шамсутдинов приводит ответ, услышанный тогда от режиссера Егора Анашкина: «Надо разбираться, это работа сценаристов. Среди голосов не будет слышно имен людей…»
«Но ведь слышно, и я не думаю, что это сделано специально,» — сокрушается артист.
Историк Дарья Митина на своей страничке в соцсети, весьма эмоционнально отреагировав на данную ситуацию, сообщила, что один из продюсеров фильма, якобы, дал такие объяснения: мол, «для создания этой сцены просто искали популярные татарские имена».
Да уж, находки получились «удачные»!
На обнаружившийся «казус» отреагировал Член Общественной Палаты муфтий духовного собррания мусульман России Альбир Крганов. Он направил соответствующее письмо-запрос руководителю Федеральнго агентства по делам национальностей Игорю Баринову и гендиректору ВГТРК Олегу Добродееву.
Крганов пишет: «Я получил массу негативных сообщений и отзывов по содержанию сериала, в котором озвучиваются фамилии и имена уважаемых и известных муфтиев современной России в качестве политзаключенных…»
По словам муфтия, возмущение мусульман вызвала также сцена в заброшенной мечети, куда поместили на ночлег этап ссыльнных. — Эпизод, где двое из охраны — герои Евгения Морозова и Юлии Пересильд, занимаются любовью.
«Выражаем свое недоумение качеством знания истории создателей фильма и считаем продемонстрированные кадры на всю Россию лжефактом и оскорблением чувств верующих мусульман,» — говорится в письме
Альбир Крганов предложил поставить вопрос о фильме на заседании Общественной палаты РФ и потребовал от авторов объяснить широкой общественности сцены фильма, оскорбляющие мусульман.
Из числа «двойников», имена которых были отданы «неказистым» героям фильма, уже появилось в печати публичное высказывание Талгата Таджуддина. Верховный муфтий России считает возмутительным, если использование известных фамилий сделано преднамеренно. Но если режиссер допустил такую оплошность по неопытности, то это «простительная глупость»: «Религиозная тема — очень тонкая для всех народов, любой конфессии. Нельзя так возбуждать людей различными намеками. Это безответственность. Но разве люди не могут ошибаться?..»