Шедевр Леонардо на изоизоляции скопировали сосиской

Зa oдну нeдeлю к прoeкту «Изoизoляция», придумaннoму oт нeчeгo дeлaть в сaмoизoляции Кaтeринoй Бруднoй-Чeлядинoвoй, чтoбы пoсмeяться с друзьями oнлaйн, присoeдинилoсь ужe пoчти 200 тысяч чeлoвeк. Учaстники удивляют, умиляют, уxoxaтывaют друг другa. Oдни трaтят пaру минут нa пeрeвoплoщeниe, другиe — сутки нaпрoлeт сoздaют oбрaз и aнтурaж.

Прoвeрим нa сeбe всe прeлeсти и слoжнoсти aнтиxaндричeскoй aкции. Услoвия зaдaчки: изoбрaзить кaртину бeз кoмпьютeрнoгo мoнтaжa. Все атрибуты должны быть натуральными, из подручных средств. Смекалка — в помощь.

Самое сложное — выбрать картину. Можно часами ломать голову. Куда проще, если кто-то со стороны дает тебе задание. Так даже интереснее. Друг задал мне исполнить картину «Сеятель» Винсента Ван Гога. Благо главное — подходящий фон — у меня под рукой, поскольку провожу карантин на даче. В настоящей русской деревне поля — со всех сторон…

СПРАВКА "МК"

Выбранная картина «Сеятель» Винсента Ван Гога написана в 1889 году. Художник много раз обращался к этому сюжету. Первая серия была сделана еще в 1880-м — по мотивам «Сеятеля» Жана-Франсуа Милле (1850). Позже Ван Гог не раз писал эту тему: небо — вспаханное поле — между ними человек. Для Ван Гога сеятель — символ жизни. Сюжет отражает его космогоническую теорию: сеятель сажает зерна, они всходят, потом он собирает урожай. Человек — словно это зерно: наша жизнь циклична, как все во Вселенной.

фото: Мария Москвичева

Главное, чтобы костюмчик сидел. Задача — собрать образ из того, что под рукой. Наш сеятель одет в традиционный для крестьян того времени наряд: штаны по колено, гетры, короткие боты, просторная синяя рубаха поверх белой поддевы. На голове — шляпа с короткими полями. В руках — коричневая сума с семенами. Собираем прикид. Белые термоштаны, высокие носки, короткие бежевые ботинки, белая футболка — легко отыскались. Синюю рубашку позаимствовала у папы. Вместо торбы — опять же отцовская дорожная сумка, как раз коричневая. Итого на сбор атрибутов для костюма ушло минут 20.

Далее — съемка. В поле гуляют лютые северные ветры. То и дело солнечное небо затягивают тучи. Костюмчик не шибко теплый. Но чего не сделаешь ради искусства!

— Головой не крути! Руку ниже, нет, выше! Бросай семена! — командует фотограф, в роли которого выступает муж.

Фотосессия занимает минут 15. Уловить верное положение ног, рук, головы — не секундное дело. Нужно пару раз свериться с оригиналом, вглядеться в детали, посмеяться над неудачными кадрами…

Итак, гречки потрачено — три пригоршни. Зато положительных эмоций — пара килограммов. Несмотря на пронизывающий ветер, чувствуешь абсолютный драйв, погружение в креативный процесс — и все остальное отодвигается на десятый план. В этом весь смысл.

Но есть путь и попроще — без переодевания и иных сложностей. Второй наш домашний арт-креатив — съедобная версия «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи. Знаменитый рисунок гения, сделанный в 1490–1492 годах, посвящен внутренней симметрии тела человека, это и символ симметрии Вселенной в целом.

Муж не стал заморачиваться: взял сосиски, которые собирался съесть на завтрак, разрезал, разложил на бабушкиной тарелочке. Кучерявую голову изобразил из брокколи. На приготовление косплея в стиле да Винчи ушло минут 10. После «Витрувианский человек» был торжественно съеден.

В результате съедобная картина набрала за вечер больше 4 тысяч лайков, а «Сеятельница гречки» (с подписью: «Гречки не хватает? Нате!») — около 400. Возможно, дело в том, что моя версия Ван Гога появилась в ленте утром, а ремейк да Винчи — вечером, в рейтинговое время.

Еще одно наблюдение: несмотря на невысокий рейтинг Ван Гога, ко мне постучалось много людей, желающих подружиться. С кем-то завязалась переписка. Съестной человечек такого эффекта не возымел, зато разошелся репостами как мем. Именно ироничные версии известных картин, далеко не всегда точно повторяющие оригинал, но имеющие узнаваемые черты и отсылки, становятся самыми рейтинговыми в этой художественной онлайн-игре.

Впрочем, разве это важно? Главное ведь — не лайки. А то, что в смутное время мы готовы отдаваться искусству, креативить, смеяться и радоваться вместе.

Наблюдение вместо вывода. Если раньше косплей был больше популярен в игровой среде, кино- и мульткультуре, то теперь стремительно ворвался в искусство. Да, люди и раньше делали повторы картин, но это не носило массовый характер. Возможно, сейчас, благодаря карантину, мы стали творцами нового художественно-игрового жанра. Здесь художником может себя почувствовать каждый. Нет худа без добра.