Кинематографисты разбирались в феномене якутского кино: «Напугать проще, чем рассмешить»

Снимaют тaм кaртины инoгдa и зa пять тысяч рублeй, и зритeли Рeспублики Сaxa прeдпoчитaют eгo aмeрикaнским блoкбaстeрaм. Ни в oднoм другoм рeгиoнe Рoссии пoдoбнoгo нeт. Снятый дирeктoрoм шкoлы oднoгo из якутскиx улусoв Дмитриeм Дaвыдoвым «Кoстeр нa вeтру» дoбрaлся дo «Aзиaтскoгo «Oскaрa» в Aвстрaлии. Нo нa мeстныx чинoвникoв eщe нeдaвнo рaссчитывaть нe приxoдилoсь. Oни рaссуждaли тaк: «Xoчeшь снять кинo? Дaвaй! Нo нa пoддeржку нe нaдeйся». Лeд трoнулся тoлькo пoслe тoгo, как в Московском международном кинофестивале поучаствовали две якутские картины: «Царь-птица» Эдуарда Новикова (главный приз ММКФ) и «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой (приз зрителей).

В качестве эксперта в Сыктывкар пригласили актера, певца, продюсера и директора небольшого якутского кинотеатра Алексея Егорова, чтобы поговорить о том, как снимают кино в регионе, и кому оно нужно. Важен был жизненный путь конкретного человека (на этом строились многие мероприяия, особенно оринтированные на молодых). Алексей показал короткометражку в бергмановском духе «Тот, кого никогда не знал» Прокопия Бурцева, где старик с внуком играют в шахматы в суровой якутской степи, а попутно говорят о смысле бытия и о том, что такое счастье. Старик определит его как «субьективность и протворечие».

Алексей Егоров окончил Щепкинское театральное училище, работал в «Саха театре», руководил местным Театром эстрады, а теперь возглавляет тот самый однозальный кинотеатр, отказавшийся в 2017 году показывать на пяти сеансах в день фильм «Викинг», после чего ему отказали в американских картинах. Но случилось это еще до прихода нашего спикера. Кадры, как известно, решают все. С Алексеем Егоровым дело было так. Он мечтал сниматься, ради этого поступил в Театральное училище им. Щепкина. «Но в кино никто не приглашал. Только на 3 или 4-ом курсе предложили роль гея. А у нас в Якутии не воспринимают такие движения, — рассказал Алексей Егоров. — Как потом с этим жить, доказывать, что ты не гей. Я отказался от роли. Работал в «Саха-театре», зарабатывал 4 тысячи рублей. И жена-актриса столько же. Тогда мы с моим другом Дмитрием Шадриным, который сейчас директор «Сахафильма», решили сами снимать кино. Сняли три серии для телепередачи, а в итоге получилась 10-серийная картина. Работали так: неделю снимаем, а в воскресенье уже показываем. Восемь месяцев шел наш сериал. Зрителям он нравился. Единственное, на что они жаловались, это то, что серия короткая, всего 12 минут. «Мы только в туалет сходили, а фильм закончился» — говорили они. В 2006 году мы сделали полный метр из снятого материала, кое-что досняв. Тогда я еще не был директором кинотеатра. Два месяца народ шел на наше кино».

фото: Светлана Хохрякова
Алексей Егоров — якутский актер и директор кинотеатра.

Теперь ситуация в Якутии такова: снимается до 30 проектов, в местный прокат выходит примерно 15. Постепенно происходит переход от любительского кино к профессиональному. Феномен якутского кино Алексей Егоров (и не он один) связывает с тем, что зритель видет в нем свои поблемы. На общероссийский прокат там не рассчитывают, только на своего якутского зрителя. А нужны ему в основном комедии. Как верно заметил Алексей, напугать человека проще, чем рассмешить.

Любопытно, что рекорсмен российского проката фильм «Холоп» в якутских кинотеатрах не заработал. Спасаются своим якутским кино.

Когда коллеги из Сыктывкара стали жаловаться на свою отдаленность, проблемы с кадрами, «Мы — провинция. Не можем попасть во ВГИК». Егоров удивился: « От нас до Москвы — шесть тысяч километров по прямой. Мы отдалены и это сказывается. Поехать в Москву — это прям решение. А от вас-то полтора часа лететь».

Он поделился своей инициативой: предложил кинотеатрам скинуться, провести питчинг и снять кино. В Республике Коми энтузиазма идея не вызвала. И якутское кино показывать там не готовы, разве что разово и бесплатно. В общем, якутский опыт в Коми не сработал, хотя там все-таки снимают детское кино, а профессиональных режиссеров и операторов нет. Актеры найдутся в театрах. Драматурги тоже есть. Егоров предложил начать с проекта на местные темы, не такого, какой он сам продемонстрировал с двумя говорящими в степи героями. «Ждать от государства не надо. Только мечты и желание движут. Люди не думают о деньгах, когда хотят выразить мысль. Если будет что-то получаться, то и государство обратит на вас внимание и еще будет гордиться».

В дни форума прошел открытый лекторий «Культура 2.0», где для самой широкой аудитории организовали дискуссии «Музейный сторителлинг», «Подкасты в культуре», где спикеры употребляли все еще мало привычную в культурной сфере терминологию: «потребитель», «услуги населению». Чтобы помочь школьникам разобраться в особенностях тех или иных культурных профессий, организовали паблик-токи «Как стать автором подкаста?» и «Профессия «кинорежиссер». В рамках последнего сценарист и режиссёр Егор Чичканов, человек без связей, как он себя позиционировал, «на своем нелепом примере» рассказал, как выбиться в люди, начать с запредельных по мастерству короткометражек и прийти к сериалам и большому кино, где апофеозом профессии счмитается работа с Тимуром Бекмамбетовым. Напутствовал он молодежь словами: «Просто надо снимать». Скажем, начать с клипов, которые не требуют диалогов. Жизнь вне столиц, не в Москве и не в Санкт-Петербурге -это бонус. В провинции легче заполучить актеров, которых в столице не видать, как собственных ушей, найти площадки. Сам Егор Чичканов родился в Самаре, 17 лет жил в Санкт-Петербурге, теперь перебрался в Москву. Он снял черную комедию «Не в форме» из альманаха «Русское краткое», написал сценарии фильмов «Елки новые» и «Елки последние», работает сразу на шести проектах. И его опыт юной аудитории, как теперь говорят, зашел.