С кем сразится «Левиафан»?
Но тогда «Оскар» за лучший иностранный фильм ушел австрийским «Фальшивомонетчикам» режиссера Штефана Руцовицки. Довольно скромная по своим художественным достоинствам, но очень злободневная драма мавританского режиссера Абдеррахманана Сиссако «Тимбукту» об обществе, зараженном радикальным исламом. А у каждого из номинантов, кроме аргентинца, легко найти русский след. Ну а мавританец Сиссако и вовсе среди них — единственный выпускник ВГИКа. На этот раз у России куда больше шансов. Последний раз такое ощутимое русское влияние на «Оскаре» было замечено в 2008 году, когда за одну номинацию боролись сразу Никита Михалков («12»), Сергей Бодров-старший («Монгол», представлявший Казахстан) и Анжей Вайда (с драмой «Катынь», посвященной трагическому расстрелу польских офицеров под Смоленском). Павел Павликовский обошел Андрея Звягинцева во всех номинациях на церемонии Европейской киноакадемии, прошедшей под занавес 2014 года, но, вопреки мнению американских критиков, уступил ему «Золотой глобус». Заза Урушадзе начинал свою карьеру режиссера еще будучи гражданином СССР. Как оказалось, для этого совсем необязательны ни «вежливые люди», ни бряцание оружием, ни даже эфиры федеральных телеканалов, которые практически проигнорировали последние международные успехи «Левиафана». Главный соперник «Левиафана» — польская «Ида». Таким образом, в этом году уже точно не повторится история Паоло Соррентино и его «Великой красоты», которая после прохладного приема в конкурсе Каннского кинофестиваля единолично собрала буквально все премии, как в Европе, так и в Штатах. Протеже Педро Альмадовара, аргентинец Дамиан Сифрон с альманахом «Дикие истории» — образцом латиноамериканского черного юмора. В соперниках у «Левиафана» в борьбе за звание лучшего фильма на иностранном языке знакомые все лица. Эстонско-грузинская драма Зазы Урушадзе «Мандарины» — размышление на тему абхазского вооруженного конфликта 1992 года. Павел Павликовский в девяностые привез из России такие документальные фильмы, как «Путешествие Достоевского», «Москва-Петушки» и даже «Путешествие с Жириновским». И все же, как бы не сложилась церемония вручения премии «Оскар», уже сейчас можно сказать, что Андрей Звягинцев вернул своей стране азарт борьбы — и радость побед. Наконец, «Ида» поляка Павла Павликовского — история женщины, которая через года ощущает на себе связь с жертвами холокоста.Три фильма из пяти, включая «Левиафан», впервые были представлены в конкурсе Каннского кинофестиваля 2014 года.