Вести Экономика ― Санкции: сходство между прошлым и настоящим

В какой степени санкции, примененные против Российской Федерации, связаны с украинским кризисом? Если проследить хронологию фактов, то связь между этими двумя событиями не оставляет сомнений, но на самом деле политические препятствия в отношениях Запада и России имеют длинную историю, восходящую к временам «холодной войны» и показывающую значительное сходство с сегодняшним контекстом, отмечает политолог Дарио Читати.

www.facebook.com/isageopolitica

Как было

Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ) был неофициальным и полусекретным органом, созданным в 1949 г. под эгидой США с целью ограничить экспорт Североатлантического альянса социалистическому блоку и формально распущенным только в 1994 г. Страны-участники комитета являлись членами НАТО, за исключением Исландии, с добавлением Японии и впоследствии Испании.

Санкционные товары

Товары и продукты, попавшие под ограничения КОКОМа, были разделены на три группы:

  • промышленные товары военного назначения (международный список боеприпасов);
  • товары, связанные с развитием атомной энергии, в том числе делящиеся материалы, ядерные реакторы и их компоненты (международный лист атомной энергии);
  • товары «двойного назначения», которые попадают как под гражданское, так и под военное назначения (международный промышленный список).

Если первые две категории были непосредственно связаны с геостратегическим соперничеством во времена «холодной войны» и отвечали необходимости предотвращения любого технологического превосходства вражеского лагеря, то третья была более произвольной и включала в себя погоню согласно «стратегии контролируемого отставания» социалистического блока, которая, по заключениям аналитиков «железного занавеса», была также целью КОКОМа.

Сходство

Очень удачное определение КОКОМу дал один из западных дипломатов того времени, который рассматривал его как орган, который был «следствием плана Маршалла». Именно здесь проявляется сходство с современным сценарием. Существующие санкции против Российской Федерации были официально провозглашены в ответ на вмешательство Москвы на востоке Украины, которые на самом деле были приняты во время возобновленных интенсивных переговоров по ТТИП (Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству), представляющему собой договор, направленный на усиление торговых связей Европы и США путем создания зоны свободной торговли и стандартизации соответствующих нормативов.

Поэтому можно смело говорить о рецидивной геоэкономической матрице Соединенных Штатов, заключающейся в основном в двух аспектах: первый «оборонительный», направленный на исключение вчерашнего Советского Союза и сегодняшней России из слишком тесных коммерческих отношений с европейскими союзниками США; другой подход — «включительный», воплощенный планом Маршалла и сегодняшним ТТИП, целью которого является включение Западной Европы в экономическую систему с центром, интегрированным в США.

Прямое сравнение между режимом сегодняшних санкций в адрес России и мерах КОКОМа против социалистического лагеря начиная с 1949 г. было проведено заместителем министра иностранных дел Российской Федерации Сергеем Рябковым, который осудил политическое использование неактуальных экономических мер. При близком рассмотрении санкции, введенные недавно против Российской Федерации, представляют собой повторение ограничительных мер, принятых в свое время КОКОМом, хотя и с некоторыми изменениями. Они нацелены на одни и те же стратегические отрасли, а именно, на военную отрасль, технологии, направленные на энергетическую отрасль, и на товары двойного потребления. Единственным отличием от прошлых мер является введение санкций против физических и юридических лиц, которых не было во времена «холодной войны».

Несмотря на изменение контекста и конечных целей, сходство между прошлым и настоящим режимами санкций удивляет и требует более тщательного рассмотрения, направленного на изучение исторических фактов и потенциальное извлечение уроков.

Эффективность

При анализе системы санкций КОКОМа и их политико-экономических последствий рождаются довольно интересные выводы. В первую очередь следует отметить, что ограничительные меры КОКОМа в совокупности оказали достаточно скромное влияние на экономику СССР, которая продолжала получать запрещенные товары из других источников. Санкции же наказали в основном экономики западных стран (особенно с точки зрения потерянных коммерческих связей) и создали трения как между США и Западной Европой, так и между странами Западной Европы.

Кроме того, несмотря на строгий надзор США, в годы «холодной войны» были зафиксированы бесчисленные нарушения правил КОКОМа членами самого комитета с помощью третьих стран. Даже может показаться, что единственными, кто выиграл от режима санкций КОКОМа, были третьи страны, которые данным образом увеличили свои объемы торговли с СССР.

В заключение последним важным напоминанием прошлого опыта является отмена санкций. Система ограничительных мер КОКОМа действовала на протяжении десятилетий и была демонтирована только через несколько лет после падения Берлинской стены. Это свидетельствует о том, насколько легко наложить санкции и насколько сложно их потом отменить.

***
Дарио Читати, руководитель Программы «Евразия», Институт высших геополитических исследований и смежных наук (IsAG), Рим, Италия