Георгий Исаакян: «Частное содержание учреждений культуры — это иллюзия»

Гeoргий Исaaкян
И сeгoдня, субсидий и прoдoлжaeт oстaвaться спaситeльным круг культурныx учрeждeний, xoтя здeсь и тaм, нe-нe, чтo oни слышaли гoлoс, a зaчeм им этo нужнo, a нe пoрa ли зaмeнить иx сoбствeнными вливaниями? Эту oструю тeму мы пoгoвoрили с xудрукoм дeтскoгo музыкaльнoгo тeaтрa им. Сaц Гeoргиeм Исaaкянoм (тeaтр пoлучил пoддeржку в рaзмeрe 113 млн. рублeй).
— Гeoргий Гeoргиeвич, нaскoлькo вaжную рoль игрaют грaнты сeгoдня? Бeз ниx нe может обойтись? Спонсоры не станет заменой для поддержки?
— Это иллюзия. Иллюзия — вся эта история с законом о меценатстве… Вы могли видеть, опубликованные, сумма поддержки: речь идет о сотнях миллионов. И входят в этот список десятки учреждений — оркестров, хоров, консерватория, ВГИК и так далее. Представить себе, что в стране есть такое количество частных предприятий, которое готово вместо государства для поддержания совершенно излишне, это дело, скучно для него непонятные для него структуры — это невозможно. Я понимаю, что у Большого театра всегда будут спонсоры…
— Это изображение вещь…
— Конечно: комиссар большого театра быть престижным. А вот что делать, Воронежскому камерному театру, что делать Хор им. Пятницкого, Литинституту, ВГИКу? Кто будет их обеспечивать? Ну вы все говорите о меценатах — это в пользу бедных… это мне трудно выдавать желаемое за действительное. Нигде в мире нет такой структуры.
— Ну… кивают на Америку.
— Мы не Америка! Почему мы вдруг именно в сфере культуры мы хотим быть похожими на Америку? У нас что, экономика построена, как в Америке? Или социальная сфера? Что в нашей стране построена на принципе Америки? Ни-че-го. Мы в противном случае исторически расположены. Мы не спортивная страна, мы не появились в прериях индейцев. Совершенно иная культура. Поэтому обращаюсь к мифическому бродвейскому опыту — это либо заблуждение, либо специальное введение, это заблуждение.
— То есть, без поддержки никто не выживет?
— Без них никто сегодня не выжить уже не может, что даже крупнейшие институты, как, например, Большого или Мариинского театров. Потому что возник этот бассейн поддержки (сначала президентских, а затем и правительство) от понимания того, что сотни и тысячи выдающихся артистов будет просто уйти, в то время как здесь, на грани выживания. И то гранты на самом деле разрешено приостановить этот отток. Так, в прошлом году все занервничали, когда она начала муссироваться эта тема — почему, мол, эти гранты постоянно должны быть оплачены. Это, видимо, была временная мера. Но ничего не изменилось.
— То, что с учетом официальной базовой зарплаты?
— Конечно. Они были 10 000 рублей, так что они в нормальном графике и в списке. А теперь представьте себе, как звезда Большого театра, чтобы получить 10 000 рублей в месяц? Сколько людей из вас останется работать на следующий день? Понятно, что в виду, что это не должно быть поддержки, но должен быть совершенно другая штатная сетка, иное штатное расписание… Но так как невозможно, чтобы эту систему изменить, так как я подписан, как высокие документы и нормативные акты, — пусть будет стипендии, и мы очень счастливы и довольны, что президент и Правительство проявили такую заботу о культуре. Такая система поддержки, в любом случае, лучше, чем никаких.
— Разве кто-то пытался оспорить факт необходимости поддержки?
— Вы будете удивлены, но очень многие люди пытались в прошлом году муссировать этот вопрос и спросить его, с серьезным видом. Предположительно, гранты — это то, что разово назначается для проектов,… я Согласен, стипендии смыслово связанные с проектной истории. Но мы не виноваты, что в частности у нас в России целевая помощь культуре была принята в виде грантов. И это будет мощный удар по всей сфере культуры, если и эти большие суммы из культуры изъять, только потому, что кто-то не любит слово «грант». Наши грантовские 113 миллионов — это фактически половина годового бюджета… кроме того, что деньги привязаны только к зарплатам труппе, только творческий коллектив (мы не можем из этих денег платить зарплату администрации, бухгалтерии). На эти деньги мы больше ничего не можем делать.
— Но тем не менее — в какой-то краткосрочной перспективе частный капитал будет идти в какой-то полный уровень, содержать культурные учреждения?
— Высказываю свое частное мнение: я думаю, что никогда частный капитал не может заменить собой государственную поддержку в области образования и культуры. Что, Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, Мариинка, Большой, не обделены меценатской поддержки, и тогда, когда интересно, руководство какой-либо из этих качеств, учреждения, хотят ли они быть в частном финансировании — они замашут на вас руками: не дай бог! Ночной кошмар любого руководителя, когда ему звонят и говорят — «завтра вы идете в частные руки». Опять же, мы это видели на примере Штатов: начался кризис — и посыпались значительные оркестры, потому что спонсоры стали отказываться от финансирования…