Вести Экономика ― Новый квартал открываем без шуток
Сeгoдня 1 aпрeля, нo этa дaтa oзнaчaeт нe тoлькo дeнь для трaдициoнныx пeрвoaпрeльскиx шутoк, нo и знaмeнуeт нaчaлo нoвoгo квaртaлa нa мирoвыx финaнсoвыx рынкax, a здeсь сeйчaс нe дo шутoк, пoскoльку пoслe сeрьeзнoгo спaдa биржeвыx индeксoв Япoнии снoвa уxудшились нaстрoeния инвeстoрoв. Oб этoм рaссуждaeт экoнoмичeский обозреватель Григорий Бегларян в программе «Реплика».
На мировых финансовых рынках в пятницу официально начался II квартал. Серьезные опасения инвесторов вызывает Япония: там сейчас точно не до шуток. В каком состоянии в Токио встречают весну финансисты? И каковы краткосрочные перспективы японской экономики?
По итогам сегодняшних торгов капитализация японского фондового рынка снизилась сразу почти на 4%, а всего же с начала текущего года потери там составили без малого 20%, и это чуть ли не худший показатель среди рынков с развитой экономикой. Формальной причиной для столь активного падения японских биржевых индексов стала публикация отчета о состоянии делового климата среди крупных производителей Японии. Как выяснилось, по итогам прошлого квартала индекс оптимизма в производственном секторе показал максимальное снижение с 2013 г., а с учетом ухудшения и других показателей оценивающих здоровье японской экономики, получается, что все прежние усилия властей Японии и местного Центрального банка по оживлению роста оказались напрасными.
По сути, с точки зрения сегодняшнего состояния дел в японской экономике, все ключевые макроиндикаторы вернулись ближе к тем уровням, когда к власти в стране пришел нынешний премьер-министр господин Абэ, а Банк Японии запустил свою масштабную политику денежных стимулов. Было это без малого почти 4 года назад, и начиналось все вполне успешно, поскольку удалось оживить внутреннее производств и потребление, а также повысить показатели инфляции (чего добивались власти). При этом наблюдался и бум на фондовом рынке, где за счет денежных стимулов Банка Японии и слабого курса японской иены активно увеличивалась капитализация.
И вот теперь все эти «достижения» в экономике улетучиваются буквально на наших глазах, а еще немного, и показатели фондового рынка также вернутся на уровни 4-летней давности, то есть к временам «начала стимулов».
Риски более масштабного снижения стоимости фондовых индексов Японии нельзя недооценивать, так как вопреки расхожему мнению события в этой стране оказывают очень сильное влияние на мировые финансовые рынки, и если в ближайшие недели японским властям не удастся выправить ситуацию, инвестиционные настроения будут только ухудшаться и на рынки вернется турбулентность.
Другой вопрос, могут ли власти Японии действительно переломить ситуацию в экономике и предотвратить масштабное падение своего фондового рынка?
Если ориентироваться на краткосрочную перспективу, то, в принципе, могут.
Во-первых, премьер-министр Японии должен объявить о своем согласии на запуск нового пакета стимулирующих мер объемом 10 трлн иен (это почти $100 млрд) для поддержки экономики, и хотя этот шаг увеличит и без того гигантский дефицит бюджета страны, но лучше выбрать это «зло», чем сидеть сложа руки.
Во-вторых, свое работу должен выполнить Банк Японии и объявить о мерах, которые могут позволить снова ослабить стоимость японской валюты, и хотя у японского регулятора уже не так много возможностей по дополнительному денежному стимулированию, как это было раньше, тем не менее Центробанк вполне способен на действия, которые спровоцируют падение курса иены к доллару и основным валютам.
Как мне кажется, власти Японии и, в частности, Банк Японии должны получить поддержку со стороны своих американских коллег. Дело в том, что ФРС США и американские власти сейчас явно не заинтересованы в турбулентности на мировых финансовых рынках. Все-таки там президентские выборы, да и ФРС пытается каким-то образом найти «золотую середину», чтобы найти момент для повышения процентной ставки без осложнений для экономики США.
Насколько я понимаю, вариант с ослаблением стоимости иены выглядит как наиболее предпочтительный, поскольку ослабление японской валюты может стабилизировать местный фондовый рынок и таким образом снять риски для дальнейшего спада в экономике и улучшить инвестиционные настроения.