Вести Экономика ― Как пристроить ₽ 3,7 трлн накопительной пенсии?
Тeмa будущeгo нaкoпитeльнoй пeнсиoннoй систeмы нa прoшлoй нeдeлe снoвa былa в цeнтрe внимaния. Чтo eщe вaжнee, в ближaйшee врeмя, видимo, прeдстoит вoзврaщaться к нeй снoвa и снoвa. Oб этoм рaссуждaeт экoнoмичeский oбoзрeвaтeль Aлeксeй Бoбрoвский в прoгрaммe «Рeпликa» .
Кoпили-кoпили, a всe рaвнo нe xвaтaeт… В дeмoгрaфичeскую яму 90-x нaчинaeм пaдaть тoлькo сeйчaс: число пенсионеров растет, доля работающих россиян уменьшается. Реформы однозначно назрели, однако, какие критерии правительство возьмет за основу, непонятно.
Вице-премьер Ольга Голодец на конференции РСПП оценила потери накопительной части пенсионной системы в 2015 году в 200 млрд рублей. ЦБ, который регулирует этот рынок, в общем, опроверг эти цифры. А точнее, за 2014 год граждане получили суммарный доход в размере более 60 миллиардов рублей, что соответствует годовой доходности 5,5%. А в 2015 году отрасль, пусть пока и по предварительным данным, но улучшила результаты, увеличив суммарный доход до 172 миллиардов рублей.
В целом вопрос не в том, кто как посчитал, а в том, какая судьба уготована накопительной системе, в частности, и рынку НПФ вообще, а в последние пару лет все больше поводов беспокоиться и за то и за другое. Не готовят ли нас к четвертой уже заморозке средств накопительной части, скажем?
Так, вице-премьер все на том же мероприятии РСПП сказала, что Минфин не будет препятствовать отмене обязательной накопительной пенсии. Этого очень давно то ли добивается социальный блок правительства, то ли серьезно думает в этом направлении, часто высказываясь на эту тему в СМИ. Неприятная новость.
Мне понятна обеспокоенность социального блока правительства, головой отвечающего за самое сложное направление деятельности кабинета министров. Это деньги нынешних и будущих пенсионеров. Это люди, которые нуждаются в том, чтобы их интересы не просто учитывали, но защищали самым активным образом. Это основа стабильности в конце концов любого государства. Потому так важно и разобраться в этом вопросе.
Знаете, есть стратегия, а есть тактика. Есть задачи локальные, а есть более глобальные. Но, глядя на то, какую долю в расходной части бюджета занимают трансферты в пенсионный фонд, волей не волей задумаешься, а что будет дальше? Потому как тенденция понятна: с каждым годом пенсионеров прибавляется. Да, у нас в начале 90-х случился демографический провал, да, из тех, кто сейчас работает и в социальном, и в экономическом блоке правительства, никто в этом не виноват, но это не повод подходить к вопросу по принципу «есть ли претензии к пуговицам».
Реформа, активные действия в этом направлении уже давно назрели. Пенсионные фонды во многих странах, с кем нам хотелось бы себя сравнивать, заметные участники финансового рынка вообще и фондового, в частности. Например, отличная идея не так давно прозвучала от РСПП, которую, кстати, поддержал президент: включить негосударственные фонды в процесс приватизации. Мы-то переживали, что приватизация масштабная затевается непонятно зачем, в такой неподходящий момент, но идея, надо признать, рисуется очень хорошая. Ее в частности поддержали в Минэке.
Рыночная стоимость многих активов сейчас низкая, и если будут участвовать крупные предпринимательские структуры, обязательно возникнут вопросы.
А вот участие пенсионных фондов, если мы не заморозим накопительную часть пенсии и используем эти средства, обязательно даст очень хороший результат. Фактически люди — участники накопительной системы — и с деньгами в НПФ станут совладельцами некоторого количества компаний.
Развитие инвестиционных возможностей пенсиона — это огромный плюс с точки зрения привлечения иностранных денег. Известно, что участие средств пенсионных фондов в проекте — это почти гарантия того, что западный или восточный капитал захочет быть в нем.
Одним словом, все всё понимают: глава ЦБР Эльвира Набиуллина продолжает говорить о важности сохранения накопительного элемента пенсионной системы, но социальный блок правительства видит в будущем лишь страховой. По оценкам Минэкономразвития, трехлетний мораторий на перечисление обязательных накоплений частным управляющим стоил порядка 900 миллиардов рублей фактически недоинвестиций. Очень жирно для такого сложного с экономической точки зрения периода. Интересно другое: что в случае, допустим, вообще отказа от обязательной накопительной части мы будем делать с уже накопленными тремя с половиной триллионами рублей? Как все это объясним людям?