Вести Экономика ― Поиск ценового дна может оказаться фальстартом
В последние дни (с конца прошлой и начала нынешней недели) нефтяной рынок демонстрирует робкие попытки ценового восстановления .
По крайней мере в настоящий момент стоимость «черного золота» постепенно «выползает из ценового подвала» $27-26 за бочку к более высоким уровням: пока чуть выше $30. Об этом рассуждает в программе «Реплика» экономический обозреватель Григорий Бегларян.
Колебания нефтяных цен до 6% за одну торговую сессию уже становятся привычными. Рынок перестал быть целостной и работающей системой. Увидим ли мы баррель по 20 долларов и когда ждать разворота расскажет экономический обозреватель Григорий Бегларян.
Вполне естественно, что с учетом чрезмерно заниженных цен (а стоимость «черного золота» фактически торгуется на уровнях начала 2000-х гг.) и слишком длительного периода падения (беспрерывно, почти три месяца подряд) для многих аналитиков сырьевого рынка и менеджеров нефтяных компаний вновь забрезжила надежда по поводу достижения очередного дна для цены нефти с последующим устойчивым повышением стоимости.
Принимая во внимание то обстоятельство, что нефтяной рынок полностью контролируется спекулянтами из числа различных инвестиционных фондов, а сама цена нефти торгуется как обыкновенный финансовый инструмент, не стану брать на себя ответственность и рассуждать о действительном начале ценового разворота. Хотя с точки зрения логики и реальности рынка нефти подобный оптимизм с моей стороны был бы оправдан.
Однако слишком рано бежать впереди нефтяного паровоза и убеждать себя и других в том, что худший сценарий развития событий на рынке нефти не реализовался. Я имею в виду вполне реалистичный сценарий, когда цена «черного золота» могла (вернее, еще может) рухнуть до совсем неприличных показателей 20 и ниже долларов за баррель. Реалистичность этого сценария будет тогда, когда стоимость нефтяного фьючерса на сорт «Брент» упадет ниже отметки в $24 за бочку и останется ниже хотя бы пару дней подряд.
И хотя лично я пока сомневаюсь в возможности такого исхода и падения цены ниже $20 (во всяком случае в этом и следующем году), тем не менее ничего исключать нельзя, поскольку мои прошлогодние опасения по поводу тотальной дестабилизации нефтяного рынка, к сожалению, стали реальностью.
Сейчас рынок нефти перестал быть целостной и работающей системой, как это было последние 2-3 десятилетия, а финансовая составляющая достигла невиданных прежде масштабов, а значит, ценовая динамика больше зависит от настроений толпы спекулянтов или каких-то хитрых финансовых схем со стороны крупных игроков.
Иными словами, становится очень сложно правильно оценивать ситуацию на нефтяном рынке, основываясь на анализе фундаментальных показателей (то есть соотношения баланса спроса и предложения, уровня добычи, состояния нефтяной отрасли) и прочих деталей настоящего, а не виртуального рынка нефти.
По этой причине остаются опасения, что очередной поиск ценового дна окажется фальстартом, если крупные спекулянты будут продолжать эту игру на понижение. Опираясь на нужную информационную базу, когда практически все событийные потоки, связанные с ситуацией на рынке нефти, преподносятся исключительно с негативным оттенком (избыток предложения, потенциальное падение спроса, ценовая конкуренция и т. д.), можно играть на понижение сколько угодно и опустить цену куда угодно, в теории хоть до $1-3. Напомню, столько стоила нефть при золотом стандарте доллара до начала 70-х гг. И хотя такой сценарий — это скорее из области фантастики, но еще недавно фантастическими казались и цены, которые мы видим сегодня, и даже отъявленные скептики не ожидали таких низких уровней.
Рассуждая о вариантах дальнейшего развития событий на нефтяном рынке, я доверяю больше своим математическим расчетам по возможному движению цены. А объективность такова: до тех пор пока цена на фьючерс Brent не превысит уровень $34 за бочку и закрепится выше этой цены (хотя бы два дня подряд), риски новой волны снижения к $20 и ниже за бочку нефти будут оставаться вполне реальными. Только взятие штурмом обозначенной отметки в $34 и закрепления выше этого уровня нейтрализуют угрозы падения до новых низких значений.
Остается немного вариантов, которые можно рассматривать с точки зрения идеи, что же может остановить падение цен» и действительно развернуть нефтяные котировки в сторону постепенного, но устойчивого повышения? Один из вариантов — это отказ от игры на понижение со стороны крупных спекулянтов, чтобы они отказались давить цены, однако для этого необходимы нужные условия.
Либо отмашка от американских регуляторов, которые в целом не вполне довольны столь масштабным падение цен на нефть, поскольку такая динамика оказывает отрицательное воздействие на местный финансовый рынок и создает риски фондового обвала. Другой вариант — это реальная, а не на словах, договоренность между крупнейшими экспортерами нефти из стран ОПЕК и России с Мексикой: ограничить объемы добычи, и тогда для спекулянтов будет сигнал о немедленном окончании игры на понижение и капитуляции нефтяных «медведей».
К сожалению, оба упомянутых варианта — это пока лишь пожелания, так как крупные спекулянты далеко не всегда слушаются американских регуляторов, а договоренность между ОПЕК и другими экспортерами слишком призрачна, если не иллюзорна. По этой причине исключать реализации сценария обвала цен ниже $20, конечно же, нельзя.
Однако, хочу отметить, что в случае, если цены на нефть все-таки упадут ниже $24 за бочку и далее к совсем неприличным уровням 18 или даже 10, надо будет признать, что нефть становится классическим активом, стоимость которого искусственно раздули до размеров пузыря, и в итоге этот пузырь лопнули и бросили. Примерно так же, как это было в истории с голландскими тюльпанами несколько сотен лет назад или как с земельным рынком Японии в 80-е гг.
Но, если мы признаем такой факт (то есть, что цены на нефть все эти годы искусственно раздували), то необходимо будет признать и тот факт, что целая линейка других активов в мире (в первую очередь в США) также представляет из себя ценовой пузырь по отношению к стоимости основных видов сырья, в первую очередь нефти. А значит, и цены того же жилья в Америке или стоимость образования с медициной — тоже пузырь, и по крайней мере стоимость американской недвижимости тоже должна уйти на те же уровни, где находилась в 90-гг., то есть втрое ниже, чем сейчас.
Иными словами, перефразируя цитату героя из одного популярного кинофильма, можно сказать: «Нельзя просто так взять и прибить цену на нефть к полу», поскольку «больно будем всем».