15 важных музыкальных альбомов года: подводим итоги

Хотя, разумеется, оскорбиться должны были как раз поклонники, которым под видом альбома выдали сборник вещей, неспособных тягаться даже с бисайдами группы из 80-х. Старые привычки тоже никуда не вытравить: даже невооруженным ухом на альбоме 2014-го года можно услышать и поздних Roxy Music, и ранние сольники Ферри.   4) Leonard Cohen "Popular Problems" Новой работой отметил свое восьмидесятилетие знаменитый Леонард Коэн. Во вред "облегчение" звучания группе не пошло — релиз полон замечательных разноплановых песен, которые по-прежнему демонстрируют уникальность музыкального мышления TV on the Radio: здесь есть и краут-рок, и гаражный рок, и синти-поп, и много чего еще. Новый альбом Mogwai в этих условиях — убедительный ответ на вопрос, как не покрыться нафталином, но и не перестать быть собой. Что касается качества материала, то судить о нем, как издавна повелось в случае с Manic Street Preachers (потому как в пример приводятся всегда шедевральные первые три альбома), весьма сложно: здесь, по счастью, нет очередной "Your Love Alone Is Not Enough", но и для чего-то подобного "If You Tolerate This Your Children Will Be Next" места не нашлось.   13) Linkin Park "The Hunting Party" Не обошлись без сюрпризов и американцы Linkin Park, выпустившие свой шестой по счету студийный альбом. После выхода "Someday World" у музыкантов осталось несколько нереализованных наработок, которые и нашли свое место на пластинке "High Life", — она, впрочем, звучит менее вдохновляюще, чем ее предшественница.   TV on the Radio "Seeds" Пластинка "Seeds" стала пятой «номерной» в дискографии нью-йоркцев TV on the Radio. Видеочасть по-хорошему напоминает прекрасный концертный DVD группы 2003-го года, а аудиодиск с лихвой компенсирует недостатки студийной записи — чаще, как известно, бывает наоборот.   11) Thom Yorke "Tomorrow’s Modern Boxes" Вокалист Radiohead Том Йорк, после того, как в прошлом году собранная им группа Atoms for Peace выпустила альбом "AMOK", вновь порадовал поклонников — на сей раз сольным альбомом. Преимущественно инструментальный альбом содержит всего одну полноценную песню — "Louder Than Words", которая явно метит на роль новой "High Hopes", — и полтора десятка инструментальных набросков, отсылающих к самым разным периодам творчества PF. "Работа над ошибками" была проделана блестяще и "Xscape", в отличие от своего предшественника, получился на редкость сильным и целостным. При этом группе удалось не забраться на территорию других команд — например, 65daysofstatic, — которые давно уже известны искусным смешением электронного и живого построкового звучания. При этом в "Xscape" можно услышать абсолютно разного Джексона: от диско-вещей образца "Off the Wall" (лид-сингл "Love Never Felt So Good"), до нью-джек-свинга ("Slave to the Rhythm"), любовь к которому ранее нашла отражение на альбоме 1991-го года "Dangerous". Многие — особенно те, кто не является поклонником группы — оскорбились. Как описала альбом сама группа, в отличие от предыдущих пластинок, это целостное музыкальное произведение, лишь условно разбитое на семь треков. Новый альбом продемонстрировал дальнейший отход группы от экспериментального саунда, которым они снискали себе славу. Музыканты вновь — возможно, виной тому события в личной жизни фронтмена Криса Мартина, – обратились к печальной стороне бытия, выдав альбом, который во многом ближе к их ранним камерным опусам, чем к стадионным хитам последних лет. Вылилось это в выхолощенный, плоский звук, который не имеет ничего общего не только с образцовыми работами группы 80-х-90-х, но и с "No Line on the Horizon" пятилетней давности (впрочем, тогда c U2 работали давние соратники: Брайан Ино, Даниэль Лануа и Стив Лиллиуайт и почему в погоне за модой было решено отказаться от их помощи — неясно). Тем не менее, и от ранних работ альбом отличается весьма радикально — здесь уже больше собственно блюза, чем фолка. Во всем же остальном пластинка получилась типичной для группы: здесь и элементы всевозможных стилей — от трип-хопа и синти-попа до пост-рока и прог-рока, — и чередование вокалистов, и нетрадиционные структуры, и многослойный звук. Расширяя технологические горизонты музыканты решили не прибегать к уже устоявшейся практике "плати за альбом, сколько считаешь нужным", а просто залили его 500 миллионам пользователей гаджетов Apple прямо в их проигрыватели. Финальный альбом группы "The Division Bell" продемонстрировал музыкантов на пике их формы, а заключительная песня с пластинки — "High Hopes" — стала идеальным прощанием. Обязанности бас-гитариста взял на себя вокалист Пол Бэнкс и, хотя его игра далека от изощренного стиля любимца публики Карлоса, получилось вполне достойно. Спустя 20 лет PF в лице Дэвида Гилмора и Ника Мейсона напомнили о себе и отдали дань памяти клавишника Рика Райта, издав треки с сессий 94-го. Впервые в истории группы пластинка была целиком спродюсирована ее членами, Майком Шинодой и Брэдом Делсоном (до этого три альбома подряд музыканты сотрудничали со знаменитым Риком Рубином), что, однако, не сказалось на ее качестве в худшую сторону. Anathema "Distant Satellites" Десятый альбом британской группы Anathema, получивший название "Distant Satellites" стал, по словам участников коллектива, квинтэссенцией всего, что делала группа на своем музыкальном пути. "Everyday Robots", однако, — пластинка не только об Албарне, но и обо всем современном обществе: это не яростная критика и не панковский протест, скорее — констатация фактов, начинающаяся уже с первой строчки альбома "We are everyday robots on our phones". Fitness Industry 1", содержащий три не вошедших в лонгплей песни (одна из них точно станет сюрпризом для тех, кто отвык от вокала в треках группы) и три ремикса на альбомные композиции.   9) Pixies "Indie Cindy" Легенды альтернативного рока Pixies, объявившие о распаде еще в 1993-м, затем пережившие воссоединение, наконец разродились новым материалом — впервые за 13 лет. К сожалению, вокальная манера, которую Бэнкс начал развивать еще на четвертом альбоме группы (и продолжил — на своем втором сольнике) не добавляет альбому очков и откровенно портит некоторые песни — например, прекрасную по музыке "Desire", драматизм которой отсылает к золотым временам первых двух пластинок группы. фото: morguefile.com

1) Michael Jackson "Xscape" Пластинка "Xscape" стала вторым полноценным посмертным альбомом Майкла Джексона — после вышедшего в 2010-м году "Michael". На фоне маршеобразной "Neal Cassidy Drops Dead" с почти хардроковой гитарой, нашлось место здесь, например, и для легковесной "Kiss Me Alot" — и такая стилистическая разнородность говорит в пользу альбома не меньше, чем тот энтузиазм, с которым Моррисси исполняет свои новые песни.   7) Damon Albarn "Everyday Robots" Творческая активность Дэймона Албарна давно стала притчей во языцех: фронтмен Blur после распада группы добился мирового успеха с проектом Gorillaz, спродюсировал альбом "Mali Music", издал по полноценной пластинке в рамках супергрупп The Good, the Bad & the Queen и Rocket Juice & the Moon, а также отметился рядом саундтреков к сценическим представлениям. Тем более, что треки на альбоме представлены отличные, пусть и, по меркам PF, не самые оригинальные.   Читайте рецензию "МК" на альбом Pink Floyd "The Endless River" здесь. Если же не рассматривать их, то "Distant Satellites" — действительно исчерпывающий экскурс в музыку группы, которая вот уже полтора десятка являет собой один из лучших, наряду с Porcupine Tree, образцов современного прог-рока.   Interpol "El Pintor" Нью-йоркцы Interpol, взявшие после ухода в 2010-м году бас-гитариста Карлоса Денглера продолжительный перерыв, решили остановиться на формате трио и так записали новый, пятый по счету альбом, получивший название "El Pintor".     2) Pink Floyd "The Endless River" В 1994-м году PF удалось уйти максимально красиво. Еще одной чужой песней стала "Just Like Fire Would" австралийских панк-рокеров The Saints — и, к слову, версия Спрингстина ничем не хуже оригинала, — за ее появление на пластинке стоит поблагодарить Тома Морелло, которого Босс пригласил в качестве гитариста. Идеальная пластинка для тех, кому понравились "Eraser" и последний альбом Radiohead, и едва ли ее можно порекомендовать тем, кто до сих пор не проникся этими альбомами. Пластинка, получившая название "Popular Problems", стала своего рода возвращением к корням — во всяком случае, здесь не найти того количества синтезаторных звуков, которое наблюдалось у Коэна в 80-х (о тех временах напоминает, пожалуй, лишь песня "Nevermind"). К сожалению, поубавилось у Coldplay и мелодических хуков, и пресловутой "хитовости" — конечно, сингл "A Sky Full of Stars" еще долго будет доноситься из радиоэфира, однако в нем куда больше Тима Берглинга (он же диджей Авичи), чем Coldplay. "Tomorrow’s Modern Boxes" — это типично йорковская тревога и тоска, обрамленные в нервные электронные звуки. К счастью, не так обстоит дело с коллаборацией Брайна Ино и Карла Хайда (участника Underworld), выпустивших в 2014-м два совместных альбома: пластинки получились такими, какими и должны быть, когда сходятся две легенды. Разумеется, музыканты живут не в изоляции и видят, что творится с пост-роком в последние годы: новых ярких имен почти не появляется, а тех, кто еще продолжает активно записываться и выступать, можно сосчитать по пальцам двух рук. Альбом "Futurology" был выпущен всего через 10 месяцев после пластинки 2013-го "Rewind the Film". Несмотря на ажиотаж вокруг выхода альбома, пластинка не являет сюрпризов. Пластинка, которую музыкант назвал "самой личной из того, что когда-либо создавал" и наиболее автобиографичной, определенно удалась: она одновременно и близка и далека от творчества Албарна и в Blur, и в Gorillaz. Однако тогда это звучало убедительно, искренне и свежо, сегодня же — оборачивается самопародией.   15) Kasabian "48:13" Баловни судьбы, британцы Kasabian, которые добились невероятного успеха со своими первыми четырьмя альбомами (на родине каждый из них удостоен минимум одного "платинового" статуса, дебютник — даже трех), на пятом решили отказаться от стороннего продюсера. Включая, в том числе, и годы, когда в группе играл Роджер Уотерс. Тот альбом получил весьма противоречивые отзывы — многих смутил не только голос, который якобы принадлежал двойнику звезды, но и качество материала в целом. Результат превзошел любые ожидания — и речь не об успехе в чартах, а о том, что пластинка вышла очень качественной и цельной, несмотря на разнородность материала: заглавный трек и песня "The Ghost of Tom Joad" уже выходили в других версиях на спрингстиновских релизах (новые версии или старые лучше — дискуссионный вопрос), другие песни также были написаны давно, но существовали лишь в виде демо, а кавер-версия песни легендарных ньюйоркцев Suicide "Dream Baby Dream" то и дело исполнялась артистом на концертах. Плотный, с обильным использованием электроники, "Futurology" действительно звучит весьма радикально на фоне почти акустического "Rewind the Film". "Someday World" — музыка, пролегающая, как ни парадоксально, где-то на границе авангарда и easy listening: для массовой поп-записи эти песни чересчур причудливы и изобретательны, для любителей сложных экспериментов — слишком комфортно ложатся на слух. U2 привлекли к работе над пластинкой Брайна Бертона, более известного как Danger Mouse. Текстовое наполнение пластинки исчерпывающе передается его названием: отношение Мозза к современной действительности нашло понимание у поклонников, которые наперебой стали делать любительские видеоклипы под заглавную песню. Сами же песни, как заявляли до выхода альбома музыканты, вдохновлены их юношескими привязанностями: панк, пост-панк и сопряженные вещи, — все, что уже, по сути, было на дебютнике 1980-го года. Музыкально альбом демонстрирует совсем иную стилистику, нежели, например, последние три пластинки Мозза, хотя и возвратом к более ранним временам его не назовешь. Впрочем, степень их участия оценить непросто, поскольку каждому выделено всего по одному треку, — в случае с Морелло речь вообще идет о коротком инструментале. Тем же, кому и этого показалось мало, Босс преподнес еще один сюрприз, выпустив после альбома четырехтрековый EP "American Beauty", куда вошли несколько песен, по разным причинам не записанные для лонгплея.   6) Morrissey "World Peace Is None of Your Business" Бескомпромиссный — самое подходящее определение для нового альбома экс-вокалиста The Smiths Стивена Патрика Моррисси. Kasabian никогда, строго говоря, не были избалованы чувством вкуса и меры, однако раньше это удавалось сдерживать за счет привлечения к работе более сведущих людей. Впрочем, для Archive подобный опыт не нов: еще в 2003 году они записали саундтрек к фильму "Мишель Вальян", который производит аналогичное впечатление. К работе над новым материалом был привлечен Джил Нортон, который уже участвовал в записи трех альбомов группы, и результат получился ожидаемым — несмотря на отсутствие бас-гитаристки Ким Дил, перед нами все те же Pixies, у которых в одной песне хуков хватит на целый альбом иной группы, а под панковскими гитарами спрятаны восхитительные поп-мелодии.   10) Coldplay "Ghost Stories" Одна из ярчайших современных групп Великобритании в очередной раз удивила поклонников. Наверное, иногда и этого достаточно. Из блеровской дискографии некоторые аналогии — текстовые, прежде всего, — можно провести, разве что, с великолепным альбомом "13", а также с релизом "Think Tank", когда группа, по словам фронтмена, играла "просто, но четко". Однако важнее всего то, что TV on the Radio продолжая создавать причудливый музыкальный коктейль из различных элементов, по-прежнему узнаваемы и самобытны.   Читайте рецензию "МК" на альбом TV on the Radio "Seeds" здесь. По следам альбома был выпущен шеститрековый EP "Music Industry 3. Достаточно "неуютная" запись, заставляющая, тем не менее, переслушивать ее снова и снова.   8) Mogwai "Rave Tapes" Шотландские построкеры Mogwai, одни из флагманов жанра, продолжают, несмотря на слухи о его преждевременной гибели, идти своим путем. "Rave Tapes" — это и Mogwai времен "Rock Action", и новый, для многих непривычный, "проэлектроненный" звук. "Это чертово "отвалите!" всем", — примерно такими словами характеризовал новый альбом вокалист группы Том Мейган. В остальном же "The Hunting Party" — все те же LP, с узнаваемым вокалом и мелодическими ходами, и несколькими хитами, которые "тянут" весь альбом.   14) U2 "Songs of Innocence" Очередной — тринадцатый — альбом ирландцев U2, как и следовало ожидать, стал одним из самых громких событий 2014-го. В целом же альбом, особенно после провального четвертого, стал приятным сюрпризом, дающим надежду, что история группы, некогда считавшейся одной из главных на нью-йоркской инди-сцене, еще не дописана.   Archive "Axiom" Сверхпопулярная во Франции и печально малоизвестная в России группа Archive с Туманного Альбиона 2014-й год провела под знаменем своего амбициозного проекта " Axiom", в рамках которого был выпущен фильм и саундтрек к нему. Та музыка, избытка которой сегодня не наблюдается, — тем она и ценнее.   5) Bruce Springsteen "High Hopes" Брюс Спрингстин — он же Босс — наконец-то сподобился собрать воедино кое-какие свои неальбомные вещи и издать их полноценной пластинкой. Кроме того, Морелло отметился вокалом в перезаписанной "The Ghost of Tom Joad", на которую его группа Rage Against the Machine в свое время уже сделала отличный кавер. Как и "Michael", новая пластинка состоит из не вышедшего при жизни поп-короля материала, "доведенного до ума" командой именитых продюсеров, — на сей раз среди них оказался даже Родни Джеркинс, работавший над последним прижизненным джексоновским альбомом "Invincible". Классифицировать запись как электронную или же "живую" не имеет смысла — звуки акустических инструментов и искусственные здесь настолько искусно переплетены, что атрибутировать их порой непросто. Не обошлось на этом поле и без приглашенных гостей, среди которых, например, гитарист Rage Against the Machine Том Морелло и Дарон Малакян из System of a Down. Надо отдать должное гуманизму группы — худшую вещь с альбома они представили публике первым делом, и при прослушивании всей пластинки есть даже шанс приятно удивиться тому факту, что не все песни одинаково плохи. Хотя в музыкальном плане пластинка и несет на себе больший отпечаток творчества именно Ино. Особых музыкальных сюрпризов поклонникам эти композиции не принесли, зато подарили столь любимое многими ощущение от встречи со старым другом — вроде не виделись давно, а он все тот же. Песни на альбоме — в хорошем смысле типичные коэновские, — скорее неспешные рассказы под стильный аккомпанемент, нежели какие-то вокальные экзерсисы. Впрочем, еще до выхода обеих пластинок музыканты предупреждали, что у них материала — на два абсолютно разных альбома и, как оказалось, не обманули. От Gorillaz же сольнику досталась тяга к электронным, глитчевым звукам, ломаным ритмам и сэмплированию. На этом фоне было понятно, что "настоящий" сольник Албарна уже не за горами. Музыкальные компоненты со времени первого сольника артиста "Eraser" почти не изменились: ломаные ритмы, IDM, глитч. Выходу альбома "Indie Cindy" предшествовал выпуск трех EP, которые и составили в конечном счете полноформатную пластинку. Наверное, многие действительно "отвалят" от группы после "48:13".   И еще пять важных альбомов, мимо которых легко было пройти Brian Eno & Karl Hyde "Someday World" Законы математики в музыкальной сфере иногда действуют своеобразно — как известно по примерам многих супергрупп, сотрудничество нескольких состоявшихся талантливых музыкантов часто не приводит к появлению пропорционально качественной записи. Его работа 2010-го стала одним из главных музыкальных событий своего времени — чего стоил только список приглашенных гостей: от гитариста Radiohead Джонни Гринвуда до Дэвида Гилмора. С музыкантами, впрочем, можно не согласиться — мало того, что саундтрек "работает" даже в отрыве от фильма, так и каждый "условно" выделенный трек являет собой вполне законченное произведение. При этом, пресловутого "модного" и способного привлечь новых поклонников саунда тоже не вышло. На новом альбоме доминирует гитарный звук — гитарист Брэд Делсон даже шутил по поводу того, что наконец начал играть соло. Ферри по-прежнему удается демонстрировать внушительный музыкальный кругозор, а его соратники позволяют пластинке не скатиться в усредненный софт-рок: нашлось место и джазовым элементам, и узнаваемой гитаре Марра, и тому самому софисти-попу, ответственность за возникновение которого критики возлагают именно на Roxy Music. Тем удивительнее трудоспособность музыкантов, ведь в будущем году группа планирует выпустить еще один альбом — более, что называется, традиционный.   Впрочем, в одну реку дважды не войдешь — место гитарам в значительной степени уступила электроника, а звук на альбоме, особенно после того, как группа избаловала поклонников саундпродакшном от Брайана Ино, оставляет желать лучшего. К счастью, вдогонку к студийной пластинке группа издала "живой" альбом "Ghost Stories Live", в который вошли концертные версии новых песен. Едва ли с этим утверждением можно безоговорочно согласиться — ведь первые три альбома группы, игравшей в начале карьеры дэт-дум, стоят в их дискографии особняком. Британские критики отметили альбом как одну из самых необычных пластинок группы, и с ними сложно не согласиться — в конце концов, даже к электронике музыканты основательно обращались лишь на лонгплее 2004-го года "Lifeblood", однако там было куда меньше гитарного звука, чем на "Futurology". Результат — крепкий сольник человека, который состоялся и в группе, и вне ее. 12) Manic Street Preachers "Futurology" Валлийские легенды Manic Street Preachers, которых "хоронили", как минимум, один раз — после исчезновения идеолога и гитариста группы Ричи Эдвардса в 1995-м году, – продолжают доказывать, что они живее всех живых и работают просто-таки стахановскими темпами. Новая же пластинка демонстрирует уход не только от того самого пресловутого чувства меры, но и от музыки вовсе, ибо сложно найти причину, чтобы послушать, например, лид-сингл альбома "eez-eh": как технически, так и мелодически данный трек постыдно слаб. 3) Bryan Ferry "Avonmore" Экс-фронтмен культовых Roxy Music Брайан Ферри сольные альбомы выпускает редко, но метко. Поменялась и стилистика — еще до выхода альбома участники LP говорили, что пластинка станет своего рода "альтернативным Hybrid Theory (дебютная работа группы, которая до сих пор остается самой продаваемой в их дискографии — "МК")". Как доказал появившийся в итоге альбом "48:13", решение было принято напрасно. В 2014-м Ферри не стал менять эту традицию и для записи "Avonmore" вновь собрал внушительную команду: от гитарного гения Джонни Марра до легендарного бас-гитариста и композитора Маркуса Миллера.