Опубликованы декларации депутатов Госдумы: почти четверть — неженаты и не замужем
фото: Геннадий Черкасов
Сразу оговоримся: гласности предается далеко не весь объем информации, содержащийся в сведениях об имуществе, обязательствах имущественного характера и денежных доходах народных избранников, их жен (мужей) и несовершеннолетних детей . Мы узнаём лишь о размере дохода — без указания источников средств.
Название объекта недвижимости («участок земли для сельскохозяйственных работ», «квартира», «жилой дом», к примеру) приводится без указания места расположения, из географических ориентиров — лишь страна. И марка автомобиля сообщается без ссылки на год выпуска…
Отсутствие этих важных уточнений не позволяет объективно оценить стоимость нажитого непосильным трудом семейного добра, ведь маленькая квартира в самом центре Москвы или Парижа в денежном выражении «весит» больше трёх просторных квартир где-нибудь в Твери…
И нам по-прежнему не сообщают даже о самом факте наличия акций и счетов в банках.
Вот уже второй год депутаты, как и некоторые другие категории должностных лиц, обязаны сдавать ещё и сведения о расходах. В прошлом году требовалось заявлять обо всех покупках, стоимость каждой из которых превышает трехлетний годовой доход семьи (представьте, какой должна быть подлежащая контролю покупка при годовом доходе семьи в миллиард рублей, к примеру!).
Но после вступления в силу принятого в конце 2014 года закона, уточняющего правила декларирования, бредень стал мельче: заявлять следует о купленных за год недвижимости, транспортных средств и других ценностей, если все они в совокупности стоят больше, чем депутат и его супруга получили за три последних года.
Как сообщил «МК» глава думской Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Николай Ковалёв («ЕР»), пока полученные от депутатов сведения такого характера не анализировались. А разбираться в том, соответствуют ли расходы легальным доходам, комиссия будет лишь в случае, если в Госдуму поступят сведения об обратном….
Данные о расходах не обнародуются.
Посмотрим на денежные доходы. В последнее время, по воле президента Путина и в соответствии с его указом, зарплата народных избранников поднималась два раза: с 1 сентября 2013 года и с 1 сентября 2014 года. Это сразу отразилось на декларациях: те народные избранники, что живут на одну зарплату, за 2013 год заявили по примерно 2,5 млн рублей, а за 2014-й уже примерно по 3,8 млн рублей.
Но тревожная тенденция, замеченная «МК» пару лет назад, продолжает развиваться: работа депутата, если верить декларациям, плохо совместима с семейной жизнью.
99 народных избранников из 450 не представили декларации жен (мужей), то есть официально считаются одинокими. И когда обитатели здания на Охотном ряду иногда с трибуны горячечно ратуют за семейные ценности и святость брачных уз, отнеситесь к этому с пониманием. У них тоже иногда не складывается личная жизнь и умирают от тяжелых болезней близкие.
Бывают и разводы. Но налицо факт: по мере введения новых ограничений (обязанность отчитываться о крупных покупках, запрет на владение заграничными счетами и активами) число официально одиноких среди последних растёт. Сравните две цифры: в 2011 году таковых было 77, а сейчас, как уже говорилось, 99!
Среди впервые в этом году заявивших об отсутствии жен — вице-спикер Андрей Исаев («ЕР») и глава Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров («ЕР»). У обоих супруги были богаче мужей: в прошлом году семья Макаровых даже попала в число семей с доходом более 100 млн рублей в год — 99,4 млн из них были доходами супруги депутата. В 2014-м году личный доход главного думского специалиста по бюджету — около 3,9 млн рублей, что в два с половиной раза меньше, чем годом ранее. Его бюджет, как и бюджет страны, явно переживает не лучшие времена.
А г-н Исаев задекларировал 5,4 млн рублей (в прошлом году было 3,7 млн, а супруга — 19,3 млн).
«МК» вот уже несколько лет вычисляет количество богатых семей — с годовым доходом больше 100 млн рублей. Потому что среди публичных политиков, по-прежнему распространена практика переписывания добра и счетов на вторые половины: принято считать, что за богатого граждане будут голосовать с меньшим энтузиазмом…
Итак, наш клуб «Для тех, у кого за 100 млн!».
В 2013 году в нём было было 22 депутатские семьи, в 2014-м — лишь 19. 15 единороссов, один справоросс (Сергей Петров), два коммуниста (Сергей Муравленко и Александр Некрасов) и один член фракции ЛДПР (Эдуард Маркин). В элитный клуб «Для тех, у кого за 800 млн!» двери открыты лишь троим: одинокому единороссу Михаилу Слипенчуку (868 млн за год), одинокому же единороссу Григорию Аникееву (995 млн рублей за год) и коммунисту Александру Некрасову, который вместе с женой получил за год около 861 млн. рублей.
Самым богатым депутатом второй год подряд остаётся Григорий Аникеев. Этот депутат, наверное, может считаться одним из самых честных: его декларации более-менее соответствуют сведениям журнала «Форбс», который ежегодно публикует рейтинги 200 самых богатых россиян. В последнем рейтинге, обнародованном 16 апреля, занимающийся пищевой промышленностью, торговлей и строительством г-н Аникеев с капиталом в 0,4 млрд. долларов стоит на 182 месте, и сказано, что он съехал вниз аж на 37 пунктов, потому что потерял за год 0,3 млрд. долларов. И в думской декларации он вместо 1,7 млрд дохода, как в 2013 году, заявил почти вполовину меньше…
Михаил Слипенчук («ЕР») в рейтинге «Форбс» стоит гораздо выше г-на Аникеева (148 место), но заявил о меньших доходах. Зато задекларированный список недвижимости у него по-прежнему рекордно длинный, больше сотни объектов! (Второй год подряд корреспондент «МК» пасует перед этим впечатляющим перечнем, сбиваясь на второй сотне.)
Но в рейтинге «Форбс» есть ещё 6 депутатов (единороссы Андрей Скоч, Александр Скоробогатько, Зелимхан Муцоев, Леонид Симановский, Николай Борцов и справоросс Сергей Петров). Как они выглядят среди декларантов на официальном сайте Госдумы?
Увы, гораздо бледнее: в число тех, чья семья получила более 100 млн рублей в год, попали лишь занимающийся инвестициями Борцов, Симановский (Новатэк) и владелец «Металлоинвеста» Скоч. Причем Андрей Скоч, в рейтинге «Форбс занимающий 18 место с капиталом в 2,5 млрд долларов, заявил о годовом доходе лишь в 209 млн рублей…
Но уж совсем бледно смотрятся г-н Скоробогатько (один из владельцев «Шереметьево») и г-н Муцоев. Оба из года в год декларируют одну депутатскую зарплату и весьма скудную недвижимость. И никаких вопросов к ним ни у кого не возникает!
Ожидаемого сокращения объектов зарубежной недвижимости в связи с объявленной будто бы национализацией элит и нарастающей международной изоляцией России не происходит. Более того: в 2013 году землю, квартиры и дома в других странах зарегистрировали 28 человек (если не считать Крыма, который тогда был украинским), а в 2014-м году — 30. Среди любимых для вложений в недвижимость стран — Испания (6 депутатов имеют там дома или квартиры), Болгария (4 депутата), Латвия (3 депутата), Черногория, Швейцария и Кипр (по 2 депутата). Самый оригинальный объект — у Сергей Кузина: этому единороссу хватило лишь на номер в болгарской гостинице площадью 80,12 кв.м…
20 депутатов не задекларировали никакой недвижимости: ни квартир, ни домов, не земли. Ничего нет ни у них, ни у их супругов, ни у их малых детей. Среди нарочито бедных — Ирина Яровая («ЕР»), Адам Делимханов («ЕР»), Александр Бабаков («СР») и… отбывающий срок за мошенничество Константин Ширшов (КПРФ).