Продуктовые сети вытесняют автомобильные


фото: Геннадий Черкасов

Автоцентры просто опустели.

Ситуация на авторынке близка к катастрофической: он идет к падению на 50% . В первом квартале 2015 года, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей в России сократились на 36,3% в сравнении с тем же периодом прошлого года. В марте обвал авторынка составил 42,5%. По данным аналитического агентства «Автостат», за январь-февраль россияне заплатили за машины 267 млрд рублей, что на 18% меньше, чем в прошлом году.

Причины известны. Во-первых, снижение покупательской способности населения. Во-вторых, автомобили в среднем подорожали на 18–30%: у кого-то сразу, у кого-то постепенно — в зависимости от марки. Плюс выросла стоимость автострахования — КАСКО и ОСАГО. Наконец, в первом квартале сказывалась недоступность заемных средств. В 2014 году 37%, или порядка 1 млн автомобилей, продавалось в России в кредит. Однако после поднятия ЦБ ключевой ставки до 17% все коммерческие банки резко повысили тарифы, а некоторые, включая госбанки, вообще остановили такие программы. А автоссуды по ставке 23–29% в Москве и за 30% в регионах никому не нужны. После снижения ключевой ставки до 14% ситуация выправляется, но не быстро.

«В этом году мы реализуем дай бог только 1,5 млн машин, — утверждает вице-президент РОАД Олег Мосеев. — Отечественное производство упадет до 1,2 млн, импорт — до 300 тыс. Около трети дилеров по всей стране (1–1,3 тыс. — «МК») могут просто не пережить текущий год. Снижение объема рынка на 1000 автомобилей влечет за собой закрытие одного дилерского предприятия, а это в среднем 80 рабочих мест. Кроме того, произойдет сокращение рабочих мест непосредственно на производствах и в смежных отраслях. Сработает эффект домино, и, по нашим подсчетам, до 100 тыс. человек потеряют работу. Уже стоят пустые дилерские центры, в некоторые из них уже въезжают продуктовые ритейлеры.

Самыми тяжелыми месяцами будут апрель и май, а дальше все будет зависеть от состояния экономики».

Что же государство? Пока из мер поддержки отечественного автопрома в 2015 году реально приняты только две. Продлена программа утилизации, на которую в первом квартале было выделено 10 млрд рублей. И с 1 апреля реанимирована программа льготного автокредитования — субсидирования процентных ставок в общем объеме на 1,5 млрд рублей до конца года. Согласно условиям при внесении заемщиком предоплаты за приобретаемый в кредит автомобиль в размере не менее 20% его стоимости (при этом цена машины не должна превышать 1 млн рублей. — «МК») ставка по ссуде будет снижена на субсидируемую государством сумму в размере 2/3 ключевой ставки ЦБ.

Между тем в категорию «до 1 млн рублей» попадает только 20% машин. Как ни парадоксально, это неплохо, потому что автопроизводителям придется снижать цены на многие модели, чтобы попасть под действие программы. Это уже анонсировали крупнейшие американская и французская компании, имеющие производственные мощности в России.

«Население сегодня может приобретать автомобили по льготному кредиту по ставке примерно 14–15% годовых, то есть государство компенсирует около 10%», — говорит глава Минпромторга Денис Мантуров. Он рассчитывает, что в нынешнем году в стране будет продано примерно 200 тыс. различных автомобилей по этой программе.

Мантуров, как и положено чиновнику, настроен оптимистично. По его данным, спад продаж в целом будет скоро преодолен, рост начнется в конце 2015 — начале 2016 года.