Шокирующие фрагменты записей «черного ящика» самолета Качиньского только подтвердили выводы российского следствия


фото: Кирилл Искольдский

Напомним, что в версии российских следователей эти данные звучали более сдержанно и корректно. Конкретного лица, оказывающего давление на пилотов, российские эксперты не называли, хотя факт такого давления констатировали . Высказывая предположение, что это был именно главком ВВС, эксперты МАК все же оговаривались «возможно», «вероятно», «голос, напоминающий…» и т.д.

И вот теперь, спустя пять лет после катастрофы – а за эти годы предпринималась масса попыток обвинить в трагедии российскую строну – истинные виновники катастрофы наконец названы своими именами, без каких бы то ни было реверансов. Причем названы, что особенно важно, не российскими, а польскими экспертами.

Новые данные расшифровки черных ящиков полностью подтверждают, что в кабине пилотов президентского самолета до момента столконовения с землей находился главнокомандующий ВВС Польши генерал Анджей Бласик – факт сам по себе возмутительный. В данном случае, несмотря на его высокую должность и статус, он по правилам безопасности любой станы может быть классифицирован только как «посторонний в кабине экипажа». Более того, этот посторонний не просто следил за полетом, но еще и оказывал давление на пилотов.

Польские эксперты считают, что Бласик произнес следующие слова: «Это факт, мы должны это сделать, до конца». Позднее, на высоте 300 метров над землей, он сказал: «Поместишься. Смело». И это притом, что сам пилот за 15 минут до крушения самолета предлагал уйти на запасной аэродром «Минск или Витебск» и, обращаясь к третьему лицу, говорил: «Вернемся».

То есть, подобные действия суд любой страны может квалифицировать исключительно как давление на экипаж, что в условиях полета недопустимо.

Это усугубляется еще и тем, что аналогичная ситуация с посадкой уже случалась во время полета Качинского в августе 2008 года, когда он летел в Тбилиси. И кончилась для экипажа неприятностями.

Погибший под Смоленском пилот  Аркадиуш Протасюк был в том грузинском рейсе вторым пилотом и видел гнев Качинского, когда командир экипажа из-за плохих метеоусловий отказался сажать самолет в Грузии. Он принял самостоятельное решение (что было абсолютно верно) приземлиться в Баку.

Качинскому это очень не понравилось, и позже он уволил пилота «за трусость». За него вступился министр обороны и пилота восстановили. Однако сколько при этом ему пришлось пережить неприятностей? Свидетелями этой истории были все пилоты президентского полка. В том числе и Аркадиуш Протасюк, который после этого, видимо, предпочел подчиниться «постороннему в кабине» — главкому ВВС Анджею Бласику, нежели пережить те же служебные неприятности, что и его бывший командир.