Вести Экономика ― 7 изобретений: от провала к успеху
В 1879 г. Генри Мортон, президент Технологического института Стивенса, назвал изобретение одного человека «полным провалом». Этим человеком был Томас Эдисон. А изобретение – электрическая лампочка .
Конечно, он оказался неправ, и электролампочка стала действительно важным изобретением. Однако заявление Мортона очень показательно: иногда действительно очень сложно понять, станет новое изобретение провалом или хитом в будущем. Кто знает, какие современные изобретения станут обычным явлением для наших внуков.
Заявление Мортона показывает, как сложно бывает предсказать будущее. В описанном выше случае Мортон не сомневался, что лампочка Эдисона не может быть полезной.
Его возражение состояло в том, что невозможно тянуть электропровода на длинные дистанции и использовать лампочки в каждом доме (даже сам Эдисон в то время не мог представить себе, как это сделать).
Чтобы предсказать судьбу какого-то изобретения, зачастую нужно попытаться предсказать изменения, которые произойдут в обществе и в сфере технологий, а это очень сложно.
Ниже представлен список 7 изобретений – от велосипеда до лака для ногтей, – в успехе которых сомневались.
1) Велосипеды: «Популярность обречена на провал».
Сегодня велосипеды стали привычной частью нашей жизни, мы смотрим на них как на удобный и экологичный вид транспорта. Однако, когда они только появились, они стали очень модным явлением, поэтому многие критики скептически относились к этому явлению.
Велосипеды очень быстро вошли в повседневную жизнь и стали популярны. Однако в 1890 г. в издании Washington Post было отмечено, что езда на велосипеде – это странная причуда женщин легкого поведения.
Однако популярность все росла по мере развития технологий: велосипеды с огромными колесами приближались по размеру к современным велосипедам.
Рост популярности велосипедов был таким быстрым, что уже в 1896 г. то же самое издание Washington Post назвало езду на велосипеде «национальным видом спорта».
Однако через какое-то время популярность начала спадать. Критики и эксперты заявляли о том, что популярность велосипедов обречена на провал, а сами велосипеды небезопасны.
Тем не менее и они оказались неправы. Со временем шины стали лучше, рама крепче, а сами велосипеды стали привычным видом транспорта, а не просто «странной причудой».
2) Автомобили: «Цены никогда не будут достаточно низкими»
В 1902 г. в издании New York Times автомобили были названы «непрактичными» и даже указывались причины этого.
Аналитики и журналисты уже устали от новых изобретений, каждое из которых было «новым прорывом».
Поэтому многие заявляли, что автомобили слишком напоминают велосипеды во многих аспектах и что популярность, как и в случае с велосипедами, сменится спадом интереса к автомобилям.
Кроме того, издание Times предсказывало, что цена на машины «никогда не будет слишком низкой, чтобы они стали такими же популярными, как велосипеды».
Тем не менее автомобили стали действительно неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, цены снизились, а автомобили стали самым распространенным видом транспорта.
3) Жидкий лак для ногтей когда-то был «странным и непонятным увлечением»
В 1917 г. компания Cutex изобрела лак, которые более всего напоминает современный жидкий лак для ногтей, который можно купить в любом магазине.
Однако такой лак не сразу стал популярным.
В 1927 г. New York Times назвал такой лак «лондонской причудой», при этом многие с сомнением высказывались о новом изобретении, выражая опасения по поводу того, что он может быть небезопасен для ногтей.
Однако в конце концов лак для ногтей стал не просто проходящей причудой.
Улучшение процесса производства, новые тенденции в моде, преимущества перед другими средствами – все это привело к тому, что лак для ногтей стал очень популярным.
4) Звуковое кино: «Звук не имеет отношения к изображению»
В 1928 г. Джозеф Шенк, президент кинокомпании United Artists, был абсолютно уверен в том, что звуковое кино – это ерунда.
В интервью изданию New York Times он заявил, что «звук не имеет отношения к изображению».
И хотя он признавал, что звуковые эффекты могут быть полезными, он считал, что речь в фильмах слишком переоценена. «Я не думаю, что люди будут смотреть звуковое кино слишком долго», – заявил он, и он не был одинок в своем времени.
В конце концов звуковое кино завоевало популярность, вытеснив немое кино.
Публика привыкла, технологии аудиозаписи стали лучше, а новое поколение голливудских «шишек» признало звуковое кино.
5) Чизбургеры: «Типично по-калифорнийски»
Большинство источников указывает на то, что Лионель Стернбергер стал изобретателем чизбургеров в 1934 г., однако эти данные спорны.
Вне зависимости от того, кто стал первым создателем чизбургера, изначально бутерброд с колбасой и сыром считался странным, распространенным только на территории Калифорнии.
Впервые издание New York Times написало о чизбургерах в 1938 г., назвав их «калифорнийской придурью».
В 1947 г. обозреватель Times решил попробовать чизбургер и довольно скептически отметил: «Сначала сочетание мяса, сыра и помидора может показаться странным. Однако, если подумать, это довольно неплохо».
В конце концов множество людей признали чизбургеры. И когда одна из фастфуд-сетей — McDonald’s — внесла чизбургеры в свое меню, ей был гарантировал успех на американском рынке.
6) Автоответчик: сначала ими пользовались только богачи
Люди очень быстро поняли, что автоответчик может быть очень полезным. Но когда автоответчики только появились, казалось, что телефонные компании были не готовы к их применению.
Кто-то говорил о том, что нет никакой необходимости в их использовании. Кто-то считал, что наличие автоответчика представляет опасность для специалистов по ремонту линий электропередач.
Сначала установка автоответчика вообще была нелегальной, однако после 1975 г., благодаря действиям компании FCC, их установка стала легальной, однако на них смотрели как на причуды богачей.
Такая ситуация продолжалась до 1991 г., когда автоответчики получили массовое распространение не только среди богатого населения.
Автоответчики стали большим прорывом в технологии, так как законы и культура общения по телефону за это время очень изменились.
7) Лэптопы: Тяжелые, дорогие, плохая батарея
В 1985 г. издание New York Times опубликовало статью о том, что лэптопы скоро уйдут с рынка, а в самолетах на подставках в наших креслах будут стоять кружки с пивом и коктейлями вместо переносных компьютеров.
Издание Times также с сомнением относилось к развитию технологии лэптопа, указывая на несколько причин: они слишком тяжелые, дорогие, батарея быстро разряжается.
Все это, по мнению издания, приведет к тому, что они быстро потеряют свою популярность.
Это были довольно разумные доводы, однако они оказались преждевременными.
Через несколько лет они стали более практичными, технологии улучшились, в результате чего они стали легче, проще в использовании.