Эксперт по ДТП придумал меры, которые позволят резко снизить смертность на дорогах


фото: Геннадий Черкасов

Плакаты — это больше психологический момент, — говорит Лагойко. — Увидев на дороге баннер с разбитыми машинами, водитель обязательно сбросит скорость. Заметьте — когда вы проезжаете место аварии, то всегда автоматически притормаживаете. Не только из-за любопытства. И дальше вы уже не разгоняетесь, так как психологически переживаете тот момент. Тем более, если серьезное ДТП с тяжкими последствиями — тела, кровь на дороге.

— Что на билбордах должно быть изображено?

— Фотографии с разных мест аварий. Скажем, ДТП с пятью погибшими на Кутузовском проспекте. Сгоревший автомобиль, тела, разбросанные личные вещи. Или дорожный инцидент на Минской улице в 2012 году, когда пьяный водитель Максимов влетел в остановку, где стояли дети. Тут же указать статистику. Уверен — эти баннеры будет иметь эффект дорожного полицейского.

— Звучит устрашающе…

— Нисколько. Гораздо страшнее реальность. Плакаты окажут воздействие и на пешеходов. Развесить их перед перекрестками — и многие задумаются, перед тем, как перебегать дорогу на красный сигнал светофора.

Всех пьяных водителей — на работу в наркобольницы!

— Замминистра внутренних дел Виктор Кирьянов сказал, что его ведомство планирует отбирать машины за езду в пьяном виде. Вы за или против этой инициативы?

— Репрессивные методы типа забирать машину, повысить штраф до космических высот не помогут. Так же можно бороться с пробками и плохой экологией. А потом — это сколько же надо построить новых стоянок для изъятых автомобилей! Не отдашь ведь авто владельцу на ответственное хранение, обязав не садиться за руль. Он может воспользоваться машиной родственника. Одними запретами ничего нельзя добиться.

— А уголовное наказание?

-Тоже не решит проблему. Надо учитывать, что будет огромное количество уголовных дел, скорее всего, в подследственности отделов дознания ОМВД, судебные тяжбы.

Прикинем статистику — каждый день, только в Москве, оформляется около 80 употребивших спиртное за рулем. Следуя геометрической прогрессии, уже давно должны были лишить прав всех водителей. Откуда же они берутся? Конечно, в это же время аналогичное количество заканчивает срок наказания. Тут еще надо учесть, что кто-то проходит мимо «кассы». Сколько это будет уголовных дел? На кого они лягут? Дознаватели, мировые судьи… Поток порождает исключение объективности — как сейчас с лишением прав.

— То есть любые методы бесполезны?

— Может, все дело в исполнении наказания? Сейчас предусмотрен административный арест до 15 суток. Правда, дают почему-то всегда 10. Но отбывают данное наказание люди в центрах содержания административно-задержанных лиц и привлекают их для работ в интересах полицейских. Например, для уборки территории ОМВД. А если их определить в наркологические больницы? Да хотя бы в травматологические отделения больниц. Нормальных людей это точно поправит, а иных и тюрьма не исправит. У нас очень слабо используется наказание в виде обязательных работ. И естественно, возмещение ущерба от правонарушений и преступлений при ДТП целиком накладывать на виновника.

— А кто чаще в пьяные ДТП попадает — водители-мужчины или женщины?

— Мужчины. Но скажу откровенно, пьяная женщина на дороге — это страшно! Она не может собой управлять, не то что автомобилем. Вот ее подрезали на дороге, трезвая выругается и дальше поедет, а пьяная захочет отомстить. Такой у женщин склад ума. За время моей работы общался со многими пьяными водительницами, они были абсолютно неадекватны. Одна из них, будучи подшофе, разбила мою машину.

Штрафы спишут со страхового счета

— Что делать с водителями, которые годами штрафы не оплачивают?

— Мое предложение — ввести личный страховой счет для каждого водителя. Страхование гражданской ответственности должно быть не для обогащения страховых компаний, а именно для гражданской ответственности лица. Значит, меняем суть — при страховании вы не платите деньги дяде, а выдается пластиковая карточка, на которую вы вносите страховую сумму с установленным нижним порогом. Эту карточку можно «привязать» как непосредственно к водителю (установить чип прям в водительское удостоверение ) или к транспортному средству. Автомобилисты ежегодно станут вносить денежные средства на карту, они впоследствии могут пойти на оплату тех же штрафов. Это гражданская ответственность при ваших противоправных действиях — если нарушаете, то за вами никто не гонится и бумагу не переводит, присылая квитанции. Просто спишут с карточки штрафы и все. Ею же можно расплачиваться за парковку, заправку, госпошлины и т.д.

— Сколько же денег придется вносить на счет?

— Минимальный порог просчитают специалисты, исходя из истории правонарушений водителя. Суммировать все установленные штрафы, по одному нарушению — вот и начальная сумма. Можно положить туда дополнительные средства и пользоваться как обычной картой. Думаю, многие автомобилисты примут такую систему. Можно еще и заинтересовать их по принципу скидок на ОСАГО. Если нет нарушении ПДД, то при оплате картой положена, например, скидка на бензин.

«Уголовный кодекс в части ДТП надо менять»

— В чем основная причина ДТП, на ваш взгляд?

— Это грубое пренебрежение правилами со стороны всех участников движения. Это касается не только водителей, но и пешеходов, велосипедистов… Не всегда это осознанно. Зачастую люди правил не знают. Поэтому я считаю, что для повышения правовых знаний надо обязательно преподавать в школе, в том числе и правила дорожного движения. В старших классах, например.

— Сколько по времени длится расследование?

— Два месяца в соответствии с УПК. Но можно продлевать срок следствия, обосновав, почему не смог закончить работу. До сих пор не могу понять, почему ДТП с участием Эдварда Радзинского расследовали около трех лет — это выглядит странно. ДТП под Подольском с 18 погибшими и более 40 пострадавшими я расследовал 9 месяцев.

— Касательно приговоров — всегда ими довольны?

— Скажу так — Уголовный кодекс в части ДТП надо менять. Два года за то, что сделал человека инвалидом на всю жизнь, или семь лет за восемнадцать трупов?! И пусть меня не убеждают, что ситуации бывают разные.