Эксперты сомневаются, что причиной катастрофы в Ростове стал человеческий фактор


фото: ru.wikipedia.org

Тот самый «кнюпель» (или триммер), нажатие которого, по версии некоторых СМИ, могло привести к катастрофе.

Также журналисты попытались реконструировать действия пилотов в последние минуты перед катастрофой. По некоторым предположениям, причиной трагедии могло стать случайное нажатие пилотом одной из кнопок, что привело к блокированию ручного управления самолетом.

Эксперт «МК» — действующий пилот одной из ведущих авиакомпаний — проанализировав последнюю информацию, делает вывод, что в данном случае скорее можно говорить об отказе техники, чем о человеческом факторе.

Предположительно, события развивались следующим образом. После первой неудачной попытки посадить самолет 37-летний пилот Аристос Сократус решил уйти на второй круг. В это время автопилот еще работал, экипаж планировал поднять самолет на 1500 метров. В течение 40 секунд лайнер поднимался в автоматическом режиме. А потом пилот отключил функцию автопилота, после чего Boeing стал терять высоту.

Специалисты предположили, что, отключив автоматику, пилот попытался вывести самолет в горизонтальный полет, однако в этот момент включился стабилизатор. В этом режиме руль высоты не имеет эффективности и самолет не реагирует на штурвал.

Из этого был сделан вывод, что пилоты не могли понять, что в резком пике виноват стабилизатор, который приводится в действие кнопкой «кнюпель». Как он включился, тоже непонятно, возможно, пилот мог случайно зацепить этот самый «кнюпель» и не заметить этого.

— Обнародованная информация носит характер инсайда, но сделанные выводы с профессиональной точки зрения — ахинея, — говорит эксперт «МК», пожелавший остаться инкогнито. — Упоминался «кнюпель», который по сути является триммером руля высоты — средством, позволяющим снять нагрузки при пилотировании воздушного судна. Чем больше скорость, тем больше нагрузка, соответственно, и усилий нужно прилагать больше, вот и применяется триммер, который снимает нагрузки со штурвала и позволяет летчику комфортно управлять самолетом. Если говорить грубо, его можно сравнить с гидроусилителем руля в автомобиле. Триммер в данном самолете находится прямо на штурвале, и пилот его использует постоянно.

По сути, использование триммера в ручном режиме не может привести к отклонению стабилизатора, которое было бы невозможно компенсировать. То есть я хочу сказать, что в нормальных условиях использование триммера не может привести к неконтролируемому отклонению стабилизатора. Его нельзя выключить — это одна из систем управления судном. Даже если бы пилот его задел, то при нормальном функционировании самолета это не повлекло бы катастрофических последствий.

Если информация о том, что стабилизатор ушел на пикирование, соответствует действительности, это может говорить только о том, что система управления воздушным судном работала некорректно. Это не ошибка пилотов, а отказ техники. И в случае отклонения стабилизатора на пикирование у пилотов не было возможности восстановить контроль над воздушным судном в такой временной промежуток.