Школьникам сократят «домашку»: чтобы успевали гулять и одыхать


фото: Сергей Иванов

В Минобрнауки поступают многочисленные жалобы от родителей, что дети перегружены в школе, что они после уроков сидят за домашними заданиями до вечера и не успевают отдохнуть и погулять. У родителей создается ощущение, что их отпрыски сидят за уроками дома едва ли не столько же времени, сколько за партами.

— Единых типовых домашних заданий, чтобы, скажем, пятиклассники в школе Москвы и Новосибирска 19 февраля получили на дом одни и те же задачки по математике, упражнения по русскому и параграф по истории, — нет, — рассказали «МК» в Минобрнауки.

— В каждой школе учителя и методисты составляют свой учебный план, включающий в том числе и объем домашних заданий. Состав заданий может сильно разниться, но вот их объем должен учитывать СанПиН «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Это постановление главного государственного санитарного врача РФ от 2010 г., оно обязательно для выполнения школами и не потеряло актуальности и сегодня.

По действующим СанПиНам, объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали:

во 2–3-х классах — 1,5 часа;

в 4–5-х классах — 2 часа;

в 6–8-х классах — 2,5 часа;

в 9–11-х классах — 3,5 часа.

Проблема может заключаться в том, что учителя способны увлекаться или переоценивать таланты своих учеников, и в результате времени на «домашку» уходит больше, чем положено. Родители жалуются, что их детей перегружают, и Минобрнауки отреагировало — поскольку никаких рекомендаций по объемам «домашки» нет, чтобы успокоить учеников и родителей, школам решили в очередной раз напомнить о СанПиНах, о которых они, похоже, стали забывать. СанПиНы не изменились, но если раньше они были документом Минздрава и кто-то их по этой причине не воспринимал всерьез, то теперь их планируется прописать в приказе Минобра. Нормы те же, но к учителям они будут «юридически ближе».

Если же родители считают, что их чаду задают больше, чем позволяют выполнить санитарные нормы, то им советуют обращаться с жалобой в свое региональное министерство или департамент образования. В этом случае может быть проведена проверка и вынесено предписание о корректировке учебного плана школы, чтобы «домашка» занимала у детей не более положенного. Впрочем, пока о таких примерах воздействия на школы педагоги не слышали.

— Задания должны быть такими, чтобы школьнику было интересно их делать. Тогда о перегрузе речь не пойдет. Меня многие родители просят задавать больше, потому что их сын делает уроки с удовольствием и из-за этого дольше не усаживается за компьютер с соцсетями, — говорит Андрей Сиденко, преподаватель информатики и физики, учитель года-2013:

— О реальных официальных и письменных жалобах родителей на перегруз и несоответствие домашних заданий СанПиНам я не слышал. Не представляю, чтобы родители начали писать заявления сразу в вышестоящие инстанции, не пообщавшись сперва с учителем… Плюс, думаю, крайне сложно уличить согласованный учебный план школы в нарушениях санитарных норм — ведь для этого нужно доказать, что ребенок сидит над уроками пять часов вместо двух непрерывно, а не растягивает это время, отвлекаясь на другие дела или игры…

Хотя на слуху и нет примеров реального изменения учебного плана школ из-за жалоб родителей, сам факт избыточной нагрузки не редкость и не отрицается:

— Безусловно, проблема перегруза учеников существует. Школы должны с ней бороться, и существует немало подходов, — говорит директор лицея при Высшей школе экономики Наталья Любомирская: — У нас, к примеру, практикуются серьезные, сложные задания, но задаваемые не на следующий день, а на несколько дней. Ученик самостоятельно распределяет время для его выполнения, учась параллельно тайм-менеджменту, организации и планированию. Хотя, конечно, иногда и преподаватели задают избыточно, и сами школьники создают себе проблемы. К примеру, большое эссе по социологии дается на месяц, но некоторые обычно оставляют все на последний день — конечно, приходится накануне сидеть до последнего, и это может выглядеть как перегруз. Да и вообще не все справляются с программой нашего лицея — бывает, что и уходят в простые школы… Там эти ученики потом удивляются легкости программы.

Родители же в основном жалуются на школу и бесконечную «домашку» друг другу, хотя теперь, после акцентирования проблемы на СанПиНах, возможно, начнут засекать время и предъявлять учителям письменные претензии.

— Все родители нашего класса помогают делать нашим детям уроки, иначе они просто не будут успевать до вечера, — говорит Ольга Людинова, мама третьеклассницы. — А недавно одному мальчику из класса родители, видимо, в воспитательных целях, перестали помогать — он делает все сам. Так вот он теперь нам звонит по десять раз на дню до самого вечера, спрашивает и уточняет, что и как! Ребенок явно не способен осилить такое количество заданий!

— Нашему сыну помимо прочего к каждому предмету задают и художественные «домашки», а он рисовать не умеет, да и не любит. Вот и сидим по вечерам — и мы с женой, и бабушка с дедушкой — рисунки рисуем! Кому от этого толк, не пойму! Явно не ребенку, может, нам? Бабушка с дедушкой смеются, что на пенсии художниками стали, — жалуется Сергей, отец пятиклассника. — Урок рисования в школе я еще понимаю, но зачем мучить детей тем, к чему у них нет склонностей, еще и дома?!

Но есть и другие мнения — например, у Ирины, мамы шестилассницы, которая со 2-го класса делает презентации в формате PowerPoint:

— Темы презентаций простые, скажем, лесные цветы или животные. Ребенок выбирает тему, а презентацию, конечно, всем делают родители, поскольку для этого нужно найти в Интернете текст, картинки, все это совместить и т.д. А потом ребенок несет эту презентацию в школу на флешке. Казалось бы, зачем нужен формат презентации и такое усложнение «домашки», ведь компьютер школьники таким образом не осваивают… Но в результате дети делают по презентациям доклады, а на большом экране в классе они смотрятся выразительно. Так что хоть задания и усложняются, я считаю, это пригодится и для будущей учебы, и просто для жизни — ребенок учится выступать перед аудиторией, представлять свою работу, описывать ее. Представлять презентацию — это как защищать диссертацию. Им же могут любой вопрос из класса задать, и надо отстоять свою позицию.

Но у массы родителей нет ни времени, ни сил на PowerPoint, и не все же такие продвинутые, чтобы день за днем «строгать» презентации и доклады.

А вот мама 11-классницы добавляет, что все 10 с половиной лет их семья мучилась от этих сложносочиненных заданий, но когда они узнали, что толщина «портфолио» школьника, куда входит все — начиная от грамоты за участие в концерте в 1-м классе и заканчивая исследованиями и презентациями в старших классах, — положительно влияет при поступлении в вуз, то поняли, что мучились не зря.

Впрочем, степень трудоемкости «домашки» — это исключительно инициатива каждой конкретной школы, как правило, имеющей какие-то доводы в пользу своей внутренней методики. А в каждой конкретной жалобе, с точки зрения педагогов, нужно разбираться индивидуально. Многие родители рады списать скромные таланты своего чада на избыточную загрузку, ибо в этом случае не страдает самолюбие и родительская гордость. Вот личный пример автора статьи — моя дочка учится во втором классе, ее успеваемость учителя оценивают как весьма высокую. При этом уроки она делает… фактически с обеда и до вечера. Увы, причиной тому лень и неорганизованность. Прерваться на поесть, поиграть, поболтать, поничегонеделать — в норме вещей. Если же над ней стоять с неким мотиватором или виртуальной палкой в руке (можно и с обычной!), с уроками она вполне справляется за отведенные по СанПиНу полтора часа, поэтому к школе и учительнице претензий нет…