Швыдкой и Кончаловский рассказали, как говорить о войне языком культуры

Экспoзиция рaсскaзывaeт прo истoрию Xoлoкoстa, a тaкжe o бoлee чeм 250 Прaвeдникax нaрoдoв мирa из рaзныx рeгиoнoв Рoссии. Этo люди рaзныx нaциoнaльнoстeй, кoтoрыe, рискуя жизнью, укрывaли eврeeв нa oккупирoвaнныx тeрритoрияx. Блaгoдaря сoврeмeнным тexнoлoгиям и инстaлляциям пoсeтитeли выстaвки oкaзывaются вoвлeчeны в виртуaльный диaлoг между спасителями и спасенными. Тем временем, на экранах транслируются интервью с ныне живущими Праведниками. Они рассказывают об ужасах войны и о том, как им удалось спасти других людей.

Примечательно, что идея проекта возникла у двух московских школьниц в 2017 году. Они фотографировали выживших узников Холокоста и записывали с ними интервью. В процессе стало ясно, что спасенных не могло быть без спасителей. И эта тема никогда не была широко освещена в выставочном пространстве. В то время как война, в самом широком смысле этого понятия, пробудила не только героический дух, но и культурный.

«Для советской культуры, литературы и кинематографа время войны было, может быть, одним из самых свободных. Как это ни парадоксально. Во всяком случае в период с 1941 по 1943. С одной стороны, творчество было направлено на определенные пропагандистские вещи, а с другой – писатели подошли к важной теме народной трагедии и человека перед лицом смерти. Война – это предельная экзистенциальная ситуация. И в ней человек должен совершить поступок перед лицом смерти», – говорит Михаил Швыдкой.

По мнению польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси, война привлекает людей искусства ситуацией острого выбора, в которой именно человек определяет, кто он такой, своим решением. «Сейчас мы живем в удобных условия, когда выбор не чувствуется. А во время войны он стоял очень остро», – утверждает Занусси.

В свою очередь, Андрей Кончаловский определяет «соблазн зла» как одну из вечных тем в искусстве. Нацизм, по его словам, был чудовищен в своём стремлении сделать мир идеальным. И в этом смысле зло всё равно будет присутствовать рядом с нами, рядясь в одежды справедливости или необходимости. Борьба с ним будет бесконечна. «Как говорил Лев Толстой, война готовится задолго до того, как начинаются действия», – отмечает режиссер.

Более того, Андрей Сергеевич с открытым пессимизмом относится к перспективам современной культуры. Режиссер утверждает, что сейчас война переходит в область образования. «Цивилизация становится все менее гуманной Я это вижу по студентам, которые не могут взять в руки книгу и делают только селфи. Мне даже страшно говорить об этом», – говорит Кончаловский.

Неожиданно дискуссия меняет ракурс. Испытывает ли русский народ чувство стыда? И может это стало причиной культурного бума военного периода? «Мне кажется, странно говорить о признании какой-то вины поколением 30-летних или еще более молодых людей за то, что было сделано почти 80 лет назад. Конечно, есть люди, которые несут эту память. Но надо признать – сегодняшнее поколение не знает практически ничего о Великой Отечественной войне».

В это время Михаил Швыдкой утверждает, что и российское правительство и руководство Советского Союза последних лет дало адекватные оценки сомнительным действиям, например, во время чешских событий. И завершая свое выступление на эту тему, он привел в пример шутку, активно гуляющую в интернете.

«Я заранее прошу прощения и прошу считать меня политкорректным. А шутка такая: люди, которые никогда не были рабами, требуют извинений у людей, которые никогда не были рабовладельцами».