Что не так с российскими сериалами о войне
Былo бы нeпрaвильнo скaзaть, чтo с рoссийскoй прoдукциeй, пoявившeйся в нoвoй кинoсeриaльнoй эпoxe, всe сoвсeм плoxo. И, eсли oтмeчaть сeриaлы, кaк нaибoлee сoврeмeнный фoрмaт, тo «Штрaфбaт», «Пo зaкoнaм вoeннoгo врeмeни», «Дивeрсaнт» и нeкoтoрыe другиe пoлучили и изряднoe внимaниe публики и дoлгую экрaнную жизнь. Oднaкo бoльшинствo, с виду вeсьмa грoмкиx и aмбициoзныx прoeктoв, oкaзaлись всeгo лишь oднoрaзoвым рaзвлeчeниeм и впeчaтлили зритeлeй нa урoвнe «былo, нo прoшлo».
В этoм гoду к Дню Пoбeды тoжe пoдoспeли прeмьeры, кoтoрыe называли не иначе как «большими», но есть серьезные сомнения, что кто-нибудь вспомнит об этих сериалах в ближайшем будущем.
Одним из флагманов весеннего майского наступления на публику стал шпионский боевик «Черное море». Это был ход с козырей, то есть звезды в кадре, крымское военное досье как одна из самых модных тем, и по-киношному быстрое развитие сюжета. Все это совсем неплохо, но наша публика настолько перекормлена военными сериальными сценариями, что даже простые обыватели могли ощутить не покидающее ощущение дежавю во время просмотра.
Как будто есть учебник, причем не затейливее букваря, по которому прилежно снимаются большинство местных военных сериалов. Схема восхищает своей четкостью. Если в кадре наши, то они, в большинстве своем хорошие, хотя допускаются и негодяи и предатели и не всегда справедливые нквдэшники. Если в кадре немцы, то в большинстве своем они плохие, хотя допускаются умные и грозные соперники, а иногда даже, в некотором смысле, почти положительные персонажи. А если происходит любовь, то, как правило, с явным привкусом обреченности. В «Черном море» эти правила тоже соблюдались с почти маниакальной прилежностью, что спровоцировало немало сердитых отзывов..
Но были и хорошие новости. Павел Трубинер, как всегда неотразим в военной форме, Андрей Руденский — образцовый немецкий офицер, Екатерина Вилкова умеет делать героическое лицо.
Иногда со всеми этими достоинствами герои сериала слегка напоминают персонажей комиксов с характерным черно-белым представлением о том, что их окружает. И даже в некоторых визуальных приемах «Черное море» вызывает стойкие ассоциации с нарисованным миром. Местные потребители военно-патриотической продукции сразу нашли в этом повод для гнева. «Такое ощущение, что снимали америкосы в своем Голливуде, которые не знают ни истории, ни наших традиций», — возмущались самые активные телезрители. Наверное это не тот отзыв, на основе которого нужно делать далеко идущие выводы, но такой показательный гнев чаще всего обрушивается именно на наши военные и исторические сериалы.
Во многом досталось и «Крепкой броне», другому большому проекту о войне. Здесь создатели ступили на совсем тонкий лед, когда снимали танковые сражения. Таких сцен не так много, как могло быть, но для поклонников всего, что связано с военной техникой (подобных зрителей немало среди потенциальной аудитории исторических картин) любой танк в кадре будто красная тряпка для быка. В итоге получили свое еще и консультанты сериала, которых неоднократно обвиняли в жутких исторических неточностях. Подумать только, танк определенной модификации оказался не в то время и не в том месте.
На гуманитарном уровне не пожалели актрису Дарью Мельникову, которая играла женщину-танкистку. Здесь авторы ничего не придумали — прообразом героини Мельниковой стала танкистка Мария Октябрьская, которая сама оплатила сборку Т-34 и отправилась на этой машине на фронт, чтобы отомстить за убитого мужа. Но вот выбор Дарьи Мельниковой на роль девушки, способной водить танк, показался фанатам бронемашин неудачным. В соцсетях стройную актрису прозвали «суповым набором» и, по мнению народных критиков, с такими физическими данными водить танк невозможно. Кстати, сама Дарья по окончании съемок честно призналась, что все ее попытки по-настоящему сдвинуть с места хоть один рычаг потерпели неудачу.
В функции героини Екатерины Вилковой в сериале «Черное море» вождение бронемашины не входило, но актрисе все равно досталось от пристрастных зрителей. И форма ей не идет, и фактура совсем не военная и все в таком духе.
Не исключено, что такова участь многих молодых актрис. Если актеры-мужчины иногда довольно удачно вживаются в образы героев войны, то современные девушки с их ухоженными лицами и фигурами вылепленными диетами и пилатесом, выглядят в военных декорациях чаще всего как настоящие инопланетянки.
В новых сериях «Диверсанта» главные роли снова достались Кириллу Плетневу и Алексею Бардукову, которые возвращаются к образам Бобрикова и Филатова уже на протяжении шестнадцати лет. И именно долгая история проекта в данном случае порождает легкое недоумение. В первых сериях «Диверсанта» Плетнев и Бардуков играли персонажей, которым не было и двадцати.
Действие «Диверсант. Крым» разворачивается в том же 1942 году, когда началась история Бобрикова и Филатова как разведчиков. Но в кадре уже, мягко говоря, повзрослевшие мужчины, что придает всему происходящему легкий комедийный эффект.
Кирилл Плетнев признает, что возвратиться в сорокалетнем возрасте к персонажу, который, по идее должен быть на двадцать с лишним лет моложе — момент спорный. Но актеры постарались влезть в форму, оставшуюся с прошлого сезона проекта и изо всех сил пытались как-то компенсировать отсутствие в кадре героя Владислава Галкина (актер, игравший в «Диверсанте» одну из главных ролей в течении двух сезонов, умер в 2010 году). Наверное, в новых сериях проекта тоже найдется немало поводов для гневных комментариев, но в отсутствии шпионской интриги сценаристов упрекнуть сложно.
Страсти, которые кипят вокруг военных и исторических проектов, намекают на неравнодушие публики к таким сюжетам. И для режиссеров и продюсеров это стимул все-таки снять российский военный сериал мечты. Правда, пока не понятно, когда же такое получится.