Умер самый «аристократичный коммунист» Большого театра Николай Фадеечев
Нaчинaл Никoлaй Бoрисoвич в 50-e. Oн был eдинствeнным мaльчикoм, oстaвшeмся в клaссe вoeннoгo нaбoрa 1943 гoдa. И oкoнчив училищe в 1952 гoду, Фaдeeчeв прaктичeски срaзу жe стaнoвится глaвным принцeм Бoльшoгo тeaтрa. Ужe чeрeз чeтырe гoдa с труппoй Бoльшoгo oн eдeт в Лoндoн… Этo были, тe сaмыe, вoшeдшиe в истoрию лeгeндaрныe гaстрoли 1956 гoдa, нa кoтoрыx Бoльшoй прoрвaл «жeлeзный зaнaвeс». Oб этих гастролях вспоминают и сейчас. А главной сенсацией тогда становится Джульетта и Жизель — Галина Уланова, но лучи славы также достаются и её молодому партнёру — Николаю Фадеечеву.
Во время гастролей английская пресс захлебывалась от восторга, называя его «самым аристократичным коммунистом». Критики писали, что партнером Улановой «был молодой и сравнительно неизвестный Фадеечев. Он оказался превосходным Альбертом. Элегантный и мужественный танцовщик, сильный, по природе своей внимательный партнер и уже сейчас выдающийся артист. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшее двадцатилетие он добьется признания как один из самых выдающихся танцовщиков. Роль Альберта требует владения искусством передавать тончайшие нюансы чувства, и в этом он преуспел целиком и полностью»… Эти слова известного критика Клайва Барнса в декабре 56-го Николай Фалеечев потом подтвердит всем своим творчеством. Успех на гастролях был так велик, что вскоре английское телевидение пригласило начинающего танцовщика Большого театра сняться в роли Альберта с известной английской балериной Надей Нериной, с которой потом он выступал ещё и на сцене Большого театра.
А через два года — в 58-ом, международный успех подтвердился уже на парижских гастролях Большого в Гранд Опера. После них по инициативе Сержа Лифаря Парижская академия танца, Хореографический институт и Университет танца присудили Фадеечеву премию имени Бога танца Вацлава Нижинского. В почетном дипломе, написанном Лифарем собственноручно, говорилось: «Самому блестящему академическому танцовщику Николаю Фадеечеву, который, презрев законы гравитации, 31 мая 1958 года появился вместе с балетом Большого на сцене Парижской оперы в балете «Лебединое озеро».
Газета «Монд» в эти дни сожалела, что Фадеечев заодно не выступил на сцене парижской Опера и в «Жизели».
Этот триумф танцовщика запомнился, и в 1971 году Фадеечев вместе с Майей Плисецкой стали первыми приглашёнными советскими солистами Большой Парижской оперы, где исполнили главные партии всё в том же «Лебедином озере». «Танец Николая Фадеечева отличается редким чувством стиля. Здесь сказывается такое драгоценное качество этого артиста, как умение видеть себя со стороны, до конца продумывать всю линию своего сценического поведения, вплоть до мельчайших деталей, ракурсов, той или иной позы» — писала Плисецкая на страницах журнала «Музыкальная жизнь». О принце Зигфриде – Фадеечеве, и своем партнерстве с ним спустя годы вспоминала лучшая Одетта-Одиллия XX века и в своей книге воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»: «Множество «Лебединых» было станцовано с Николаем Фадеечевым. Это когда я уже стала «выездной». Коля был невозмутим, аристократичен. Я любила с ним танцевать, так как наши характеры дополняли друг друга. Вывести его из равновесия было невозможно. За репетицию более десяти слов он не произносил. Его уравновешенность действовала на меня целительно. К сожалению, с годами он потяжелел, прибавил в весе. Кулинарные пристрастия и круглосуточный аппетит не могли не сказаться. В еде он отказывать себе никогда не умел.»
Кроме Улановой и Плисецкой, Николай Фадеечев танцевал также с другими знаменитыми примами Большого театра — Раисой Стручковой, Мариной Кондратьевой, Екатериной Максимовой, Людмилой Семенякой.
После успехов на сцене Большого другую половину своей творческой жизни Николай Борисович тоже посвятил любимому театру. До последних лет он являлся педагогом-репетитором знаменитой труппы и оттачивал в репетиционных залах Большого театра мастерство со своими питомцами. Он воспитал практически всех премьеров Большого театра 90-х и начала нолевых годов. Потому что всех выделившихся в труппе «потенциальных принцев», неизменно направляли учиться именно к нему, Николаю Борисовичу Фадеечеву, как главному «классику театра». И он уже как умудренный опытом учитель упорно и методично шлифовал с ними технику танца, прививал благородство стиля и поз. Его учениками среди других были такие танцовщики как Сергей, Филин, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе, Артем Овчаренко. Последнее время Николай Борисович приезжал и занимался в театре со своим единственным, оставшимся ему верным до конца учеником — Русланом Скворцовым.
Николай Борисович воспитал также и двух замечательных сыновей Алексея и Александра, которые тоже стали танцовщиками. Александр танцует в Большом до сих пор, а Алексей в начале 2000-х был художественным руководителем этой прославленной во всём мире, в том числе и танцами его отца, труппы.
О месте прощания и погребения Николая Борисовича Фадеечева будет известно завтра.