Театр Виктюка показал онлайн-премьеру «Пира во время чумы»

Прoeкт сдeлaн в нoвoм для рoссийскoгo тeaтрa жaнрe скринлaйф. Этo пoлнoцeнный oнлaйн-спeктaкль. Истoрия рaзвoрaчивaeтся в вымышлeннoй сoциaльнoй сeти. Пeрсoнaжи пeрeписывaются/пeрeзвaнивaются в мeссeнджeрax. A зритeль видит всю тexничeскую изнaнку – oткрытыe oкнa брaузeрa, всплывaющиe увeдoмлeния – и дaжe учaствуeт в происходящем.

Режиссер спектакля Игорь Неведров продолжил сезонный проект и в дистанционных условиях выпустил вторую часть цикла «Пушкин. Вопросы» по «Маленьким трагедиям». Первую его половину, спектакль «Моцарт и Сальери», зрители дважды увидели летом 2019 года на новой сцене театра Романа Виктюка.

«Новые условия, новые эпидемии диктуют новые формы и жанры. Мессенджеры как единственный способ коммуникации, особенно сейчас, в новых условиях пандемии. Что общего они имеют с театром? Театр — это прекрасная, магическая условность, существование артиста в пространстве театра, пространстве Игры, определено этой условностью. Социальные сети — это тоже условность, игра, в рамках которой мы можем договориться друг с другом о правилах, поверить в них и следовать им», – говорит режиссер.

Зрителю предлагают пройти по ссылке и присоединиться к онлайн-пиру, по началу напоминающего компьютерную игру. Для начала – регистрация. Это происходит по сюжету автоматически. Вы – «Священник 0606», которому сервис «Пир» с горящим факелом вместо логотипа предлагает «увеселиться». А далее способ, как это сделать: сесть за стол или наблюдать. Невидимый курсор выбирает второе, после чего зритель видит Zoom-вечеринку из 11 участников.

Пока прогружаются текстуры и налаживается связь, экран заслоняет всплывающее рекламное окно. «Политика. Все самое актуальное на нашем канале», – зомбирующим голосом произносит диктор на фоне мрачной телевизионной нарезки из коронавирусной реальности.

Меж тем, из темного экранного квадратика доносятся строки Пушкина. Молодой человек (Станислав Мотырев) в жутким гримом и безумным взглядом первым берет слово. Его прерывает Председатель (Антон Даниленко), затем «уныло и протяжно» поет Мэри (Анна Подсвирова). Все как у классика – текст, песни и страх смерти. Только сетевая алко-вечеринка с бесконечными рекламными вставками, которые больше напоминают апокалиптические новости, отражает нашу нынешнюю жизнь. А это хороший повод задуматься о происходящем.

Внезапно исповеди персонажей прерывает музыка – кислотное техно с примесью drum’n’bass. Пирующие сливаются в истеричную вакханалию, больше напоминающую результат действий экзорциста. Зритель уже смотрит на открывшийся чат. «Опомнитесь!!!» – пишет Священник. Но его никто не слышит. Он отправляет Мадонну с младенцем – тишина. Пора взять слово. На экране загорается иконка – «говорите»… Томный голос священника (Дмитрий Бозин), наблюдавшего за происходящим со зрительского «места», слышат уже не только смотрящие, но и пирующие. Праздник уже не трогает онлайн-собутыльников… Председатель меняет музыку на печальные звуки виолончели и удаляется в раздумья. За ним 20-минутный пир покидает и священник, оставляя несчастных биться в изоляции и эмоциональной агонии.