Стали известны детали первого посткоронавирусного проекта Эрмитажа

  Сeйчaс Эрмитaж, кaк и oстaльныe музeи, зaкрыт. Нo этo нe знaчит, чтo рaбoтa oстaнoвилaсь. Нa сaйтe музeя мoжнo сoвeршить виртуaльный тур пo oснoвнoй экспoзиции, a чeрeз сoцсeти – пoпaсть нa выстaвку искусствa Южнoй Кoрeи «Рoмaнтикa и Усeрдиe». Этoт группoвoй прoeкт стaртoвaл ужe в кaрaнтиннoe врeмя – 24 мaртa – и прoдoлжит жить в стeнax Эрмитaжa и в виртуaльнoм прoстрaнствe дo 1 aвгустa. Выстaвкa в Глaвнoм штaбe прeдстaвляeт рaбoты 16 xудoжникoв, кoтoрыe исслeдуют кoрeйскиe трaдиции и oбрaзы зaпaднoй культуры, ищут связи и рaзличия мeжду ними. Тaк, Сэгён Ли сдeлaлa сeрию фaрфoрoвыx тaрeлoк, гдe клaссичeскиe узoры прeврaщaются в нaстoящиe чeлoвeчeскиe вoлoсы, a xудoжник Ынxи Ким – инстaлляцию из выбрoшeннoй oдeжды…  

– Выстaвкa кoрeйскoгo искусствa «Рoмaнтикa и усeрдиe» успeлa приехать прямо перед полным карантином, – рассказывает куратор проекта, завотделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. – Ящики на всякий случай поместили в специальную зону, обработали их определенными реагентами. И дали им некоторые время выстояться, чтобы быть полностью уверенными, что никакого вируса ни в них, ни на них нет.  

Несмотря на ситуацию, художнице Даин Пак удалось приехать в Петербург, чтобы сделать перформанс в рамках проекта. Ее инсталляцию «Культ красоты» сотрудники Эрмитажа собрали, пока она выдерживала двухнедельный карантин и ни с кем не контактировала. Даин создала своеобразный алтарь культа идеальной внешности, где гротескно смешала традиции корейской культуры и западные ритуалы, – он сложен из десятков тюбиков помад, украшенной стразами восковой головы свиньи и пластиковых куриных лап с накрашенными когтями.  

– Мы собрали инсталляцию Даин по видеосвязи с ней. Таким же образом мы собрали несколько других работ художников, где требовалось их присутствие, но они не могли физически быть на месте. Работа по видеосвязи – это хорошая история, тем более, что она может быть задокументирована и станет в дальнейшем чем-то большим, нежели видеоинструкция художника. Я думаю, что эти достижения периода карантина – видеоконференции и видеосвязь – останутся и будут апроприированы новым посткарантинным миром по той простой причине, что такие форматы оказались более удобными, – пояснил Озерков «МК».

Корейская выставка в каком-то смысле становится предисловием к одному из самых ожидаемых арт-событий года – выставке «В пепле истории» Чжан Хуаня. Для знаменитого китайского художника отношения Запада и Востока – тоже одна из важнейших тем.

Чжан Хуань – художник с богатой биографией. Начинал он с радикальных перформансов, вызывавшие возмущение властей и восхищение арт-элиты. Однажды, в 1994-м, он обнажился, обмазался медом и рыбным маслом и зашел в общественный туалет. Целый час по его телу ползали мухи… В 1998 году, уже в Нью-Йорке, Чжан поразилспублику, переодевшись в костюм из свежего мяса. В таком виде он разгуливал в по музею Whitney. Чего только ни делал художник, исследуя предел своих, а значит, и человеческих возможностей – подвешивал себя к потолку (в это время врачи брали у него кровь) и ложился под искры токарного станка… Позже он перешел к групповым – социальным – акциям. Среди наиболее известных – действо под названием «Поднять уровень воды в пруду», во время которого 40 нагих рабочих-мигрантов стояли в пруду, поднимая уровень воды своим физическим присутствием. Или – перформанс «Добавить один метр в анонимную гору», во время которого он и еще девять художников сложили из собственных обнаженных тел альтернативную вершину, как раз рядом с горой близ Пекина.  

  Позже Чжан Хуань перешел от живой скульптуры к медной. Он делал увеличенные в десятки раз копии фрагментов буддийских фигур, которые находил в Тибете, и создавал из них изломанные странные образы. Тем самым, пытаясь найти ту точку, где духовное проявляется через физическое тело. Но самыми известными стали его картины и скульптуры, созданные из пепла, остающегося после сжигания благовоний в буддийских храмах. Для художника храмовый пепел имеет многосложные смыслы: с одной стороны это реальный «продукт», остающийся после духовного акта, с другой – в нем аккумулируются индивидульные и коллективные надежды и желания людей; наконец – что, как не пепел лучше всего показывает временность всего сущего и иллюзорность мира?

  Одной из главных работ на выставке   в Эрмитаже станет как раз такое произведение из храмового пепла – 40-метровый (!) коллективный групповой портрет китайской партии под названием «15 июня 1964 года». Он займет почти весь Николаевский зал. На создание картины художник потратил несколько лет. Она отсылает к тому моменту истории, когда СССР и КНДР пошли разными путями. Впрочем, дело здесь больше, чем в конкретном моменте истории, запечатленном в лицах. Это взгляд на нее из современности. Кто сегодня вспомнит все дипломатические интриги и перипетии, всех героев и персонажей сложных отношений двух коммунистических стран? «Хрупкая и эфемерная природа материала (пепла – М.М.) здесь соединяется с буддийскими взглядами на временность существования», – пишет о работе Чжан Хуань на своей странице в Инстаграм. Впрочем, на выставке будут далеко не только пепельные картины.

Мой Зимний дворец №7. Чжан Хуань, 2019 г. Шелкография, резьба по деревянной двери

– Это проект, сделанный специально для Эрмитажа в нынешних условиях – это условия музея, находящегося на перепутье важнейших культур – Запада и Востока. Это условия исторического дворца, колыбели революции, что важно для Чжан Хуаня как для человека, происходящего из коммунистической страны. Это место, где жили цари, и величайшая сокровищница культуры. Этот проект – амальгама всего перечисленного в одном. И наконец, это исторический момент пандемии, когда весь мир замер, остановился и пытается осмыслить сам себя. Когда люди переоценивают ценности, взаимоотношения себя с природой, культурой, со своим эго и своими предрассудками, – рассказывает Дмитрий Озерков, который выступает одним из кураторов и этой выставки.

В экспозиции, которая займет главный музейный комплекс (Николаевский зал, Аванзал, Западина Восточной галереи Зимнего дворца), будет представлено более 30 работ. Все они сделаны специально для выставки в Эрмитаже, которая впоследствии отправится сначала в Лондон (Галерея Саачи), а позже – в Сеул. Проект был запланирован еще до карантина, тогда же было намечено его мировое турне. На данный момент планы остаются в силе, хотя сроки сдвигаются. Ожидалось, что выставка откроется в Эрмитаже 16 августа, но теперь из-за эпидемии премьера перенеслась на осень. По всей видимости, она состоится в сентябре.  

– Все работы новые и подготовлены в течение прошлого года, – продолжает Дмитрий. – Они делятся на три основные категории.   В первую вошли работы на деревянных дверях XVIII-XIX веков, которые Чжан Хуань переворачивает горизонтально, наклеивает на них фотографии и по этим фотографиям делает резьбу. Фотографии, которые используются в этом проекте, являются переосмыслением важнейших шедевров эрмитажной коллекции, в том числе «Вовращения блудного сына» Рембрандта. Вторая часть выставки – это пепельные картины. Здесь тоже происходит диалог между Востоком и Западом, между старшим и младшим братом   – Советским Союзом и Китаем. Между людьми и их верованиями. Между территориями и землями. Наконец, будет третья серия – красная…

  Красную серию Чжан Хуань создал в дни карантина. Здесь он возвращается к живописи. На огромных белоснежных холстах он создает абстракции красного цвета с будто бы даже кровавыми подтеками. Словно красный дождь обмывает стерильную поверхность полотна. В дни эпидемии такая метафора может навевать самые страшные мысли, однако новая серия называется «Любовь». В этом китайский художник радикально прав – чем острее мы чувствуем смерть, тем сильнее в нас чувства. И смерть, и любовь – очищают. Неслучайно первые работы серии объединены названием «Реинкарнация». Ведь именно ее и переживает сегодня наш мир.

– Красная серия связана с «Небесным погребением», с темой рождения любви и смерти, с темой ухода и перерождения, – комментирует куратор проекта. – Это тема буддийская, тибетская, человеческая, связанная с основополагающими символами. Эти три части выставки складываются в единую картину. Они будут выстроены в залах со сходным образом и будут давать основную палитру выставки – общечеловеческую, историческую и культурную.