Руководители театров поспорили о взаимоотношениях с властью

Глaвным истoчникoм спoрa oкaзaлoсь oцeнкa дeятeльнoсти Министeрствa культуры и вooбщe взaимooтнoшeния тeaтрoв с влaстью. Крaйнe эмoциoнaльнo выступил xудрук и дирeктoр Вoрoнeжскoгo Кaмeрнoгo тeaтрa Миxaил Бычкoв. Oн рaскритикoвaл зaкoнoпрoeкт Минкультa «O внeсeнии измeнeний в Oснoвы зaкoнoдaтeльствa Рoссийскoй Фeдeрaции o культурe», в кoтoрoм прeдпoлaгaeтся рaзгрaничeниe пoлнoмoчий мeжду дирeктoрoм и xудoжeствeнным рукoвoдитeлeм тeaтрa.   

— Дирeктoр театра, которому будут поручены финансы и который будет нести за них ответственность – это чиновник, нанятый и встроенный в вертикаль исполнительной власти, который стоит по струнке перед учредителем и который будет делать то, что говорит ему учредитель, то есть орган управления – считает Бычков – Вчера он был замдиректора зоопарка, позавчера руководил музеем диорамы, завтра возглавит заповедник, а сегодня театр. Он будет распределителем средств, от которых хотят защитить художника. Не должна быть одна единственная однообразная модель управления театром.

Бычков также заявил, что культура сегодня встроена в сферу услуг, а потому отношение к ней и власти, и общества соответствующее.  

— Мне кажется, что власти это выгодно. К нам можно предъявить такие же претензии, как к неправильно подстриженной бороде, несвежему продукту. Нас встроили в систему и услуг и распространили на нас эту логику и логику нашей экономики, где всё построено на коррупции и откатах. Теперь я ежемесячно должен доказывать, что я не коррупционер, что я не даю взятки. То, что от руководителя театра сегодня требуется доказательство, что он не живет, как эти волки, раздербанившие российскую экономику и ресурсы – это факт и это унизительно.  

Бычков напомнил о проекте закона «О культуре», в котором она признаётся уникальной и выводится из сферы регулирования экономики и обслуживания. На неё не распространяются КЗОТ, а культура регулируется отдельными правовыми актами. Однако, по словам худрука Воронежского Камерного театра, принятие проекта тормозят силы, которые хотят встроить культуру в «вертикаль подчинения» и «директоров-исполнителей».    

Несколько иначе видит ситуацию директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок. Оговорившись, что разделяет с коллегами все опасения и тревоги, он заявил, что не согласен с тем, что Минкульт не прислушивается к театральному сообществу. Крок напомнил, что в своё время ещё в прошлом составе ведомства была разослана директива, что все федеральные театры должны перейти к двуначалию, но сообществу удалось убедить тогдашнего министра Мединского, что театры не будут менять свой устав.

— Напомню всем десятилетнее прошлое, когда был страшный 96-ой федеральный закон, который вводил обязательные конкурсные процедуры на изготовление, декораций, костюмов, да всего, что только можно придумать. Тогда в наш театр пришла Эльвира Набиулиуна, которая была министром экономического развития. В антракте я к ней обратился с просьбой, что нужно менять ситуацию и привёл все доводы. В итоге при нашей помощи внесли поправки в закон и сценически-постановочные средства, создания, экспонирования спектакля, художественных продуктов вывели из-под действия этого пресловутого закона.   

Крок упомянул и про изменения в 44-ФЗ о госзакупках, которые удалось добиться благодаря сотрудничеству с комитетом по культуре в Госдуме.  

— Давайте поменьше спекуляций. Художники пусть занимаются созданием визуального образа спектакля, а не рассказывают, как и почему нельзя в Интернете купить необходимую мебель и реквизит к спектаклю. Мне смешно это читать и слушать. Это абсурд. Занимайтесь, господа, своим делом! – эмоционально подытожил Крок.  

В свою очередь худрук БДТ им. Товстоногова Андрей Могучий отметил, что театры всё чаще сталкиваются с противоречием бюрократического устройства и художественного процесса. По его словам, необходимо подчинить систему финансового, административного, управления театрами художественной воли.

О роли прессы и экспертов в оценке того или иного театра говорила главный редактор журнала «ТЕАТР» Марина Давыдова. Дела с этой экспертной оценкой, считает она, сегодня очень плохи, как и с независимой театральной критикой. «Практически убиты отделы культуры в ведущих газетах и журналах», – заявила Давыдова.   

Во многом справедливые слова главреда профильного издания, но от себя   добавлю, что   в «МК» культура занимает ведущие позиции.