Роковые селфи: как снимки себя, любимых, калечат жизнь и психику


фото: morguefile.com

«Какое прекрасное утро» — подпись к фото в социальной сети молодой девушки. На карточке сама хозяйка аккаунта на подушке с растрепанными волосами. Через час та же девушка, но уже в более собранном виде в зеркале у лифта. «Учеба ждет», — гласит подпись. «Автобус битком» — фото в толпе. «Блиииин, вагон как всегда тормозит на перегонах, опять опоздаю» — опять селфи. Ее подруге повезло в этом смысле меньше — она ездит не на автобусах и метро, а на машине. Но девушка нашла выход из положения, — фотографирует различные части своего тела. То глаза в зеркале заднего вида, то ноги с педалями и рулем. Подписи соответствующие: «Не знаю, как у кого, а у меня давки нет».

Обе вешают в Сеть новые фото с периодичностью 1-2 часа. Каждое, пусть даже самое мелкое событие в жизни — покупка колгот, встреча с подругой, удачный макияж и пр. — выставляются на всеобщее обозрение…

— Самофотографирование — это дверка из реальности в нереальность. Подростки, которые еще страдают от комплексов неуверенности в себе, увлекаются селфи мгновенно, — говорит семейный психотерапевт Олег Шевченко. — Подобрал нужный ракурс — и уже нравишься себе на фото, выкинул в сеть, и тебе все лайкают и пишут — ах, ах. А еще фильтры, которые позволяют подретушировать внешность — и вообще красота! В итоге виртуальная жизнь выглядит намного привлекательнее реальной. Там ты всем нравишься и предстаешь таким, каким хочешь казаться.

***

— Ко мне приехала племянница Таня из маленького провинциального городка, — рассказывает москвичка Света Сергеева. — Я подготовила целую программу — Красная Площадь, Парк Горького, другие места, которые могут быть интересны девушке-подростку. Все мои экскурсии она воспринимала без каких-либо эмоций. Оживляясь только, когда включалась фотокамера. Тут же глаза загорались, она принимала эффектные позы — будто всю жизнь была профессиональной фотомоделью — и сияла радостной улыбкой.

Таня оккупировала мой компьютер и с утра до поздней ночи сидела в интернете. Ее страничка в соцсети демонстрировала, как весело она проводила время в Москве. Вот моя племянница катается на самокате по набережным с задорной улыбкой, вот она в ресторане с панорамным остеклением. Только я одна знала, что как только выключалась фотокамера, Танино лицо тут же принимало обычный кислый вид. Она даже уехала раньше времени, заявив, что ей тут абсолютно нечего делать…

 Что касается взрослых селфистов, то таким увлечением часто страдают люди, лишенные в реальной жизни внимания, — говорит Олег Шевченко. — Один мой клиент, вернувшись из отпуска, рассказывал, как весело он провел время. И когда я спросил, познакомился ли он с кем-то, ответил — да, с девушкой на сайте знакомств. «Мы переписывались каждый день, и я посылал ей фото с отдыха». В реальности же этот мужчина за все две недели общался только с обслуживающим персоналом. И, что самое удивительное, с этой девушкой он таки не встретился и даже не собирается!

***

Сайты знакомств сейчас переживают подъем. Огромное число людей регистрируется с одной целью — получить как можно больше лайков.

— Я переписывалась с Алексеем целых полгода, — рассказывает студентка Руслана. — Мы с ним были прямо настоящей парой: делились секретами, обсуждали повседневные дела. С Лешей я не чувствовала себя одинокой. Само собой, каждое утро мы здоровались, в обед обменивались картинками еды, вечером смотрели фильмы — включали одинаковый и в чате его обсуждали. Ну и, конечно, ежедневно перекидывались огромным количеством фото. Это бесконечное фотографирование у меня уже как навязчивая идея — даже глядя в зеркало, я думаю о том, как лучше повернуться. В конце-концов я поняла, как много сил отдаю виртуальным отношениям в то время, как реальная жизнь проходит мимо.

— А почему же вы так и не встретились?

— Сначала по объективным причинам: то я уезжала в отпуск, то он — в командировку. А после двух месяцев онлайн общения мы так привыкли друг другу, что решили не встречаться. Вдруг я бы ему не понравилась, или он мне? Пришлось бы прервать наше общение…

— Ну а вдруг бы вы понравились друг другу и были бы вместе?

— Мы решили не рисковать.

К моему удивлению подруга рассказала, что с ее виртуальным парнем у них была и близость. Не описывая процесс, скажу, что селфить можно не только лицо.

***

Если самолюбованием занимается женщина — это еще куда ни шло. Но когда по несколько раз в день в сеть фото себя выкладывает парень, стоит насторожиться.

— Я снимаю себя каждый день, — рассказывает светский репортер Павел Мавриди. — В процессе работы — то со звездами эстрады, то на каком-нибудь необычном задании. Не отказываю себе в этом удовольствии и перед сном — снимаю себя в кровати. И в тренажерном зале. Ежедневно делаю пару десятков снимков. Иногда просто хочется песню спеть, и я пою, снимаю на видео и вешаю его в Facebook. А что, моим друзьям нравится.

Но совсем недавно Паша узнал, что его увлечение самолюбованием помешало ему взять кредит. Оказывается, теперь сотрудники банка проверяют странички в соцсетях всех, кто хочет взять денег в долг.

— Приятель, который работает в этом банке, рассказал по секрету, что службе безопасности не понравилась моя страничка в фейсбуке. Но я не очень-то расстроился, продолжаю снимать все подряд. Вчера повесил на страничку селфи из вагона метро…

Если Паше пристрастие к самофотографированию помешало купить автомобиль, то некоторым вообще стоило карьеры. Так в последнее время популярной причиной увольнения стали неприемлемые, по мнению работодателя, фотографии сотрудников в интернете.

В ноябре 2014 медсестра Олеся Кайда из Коломны была уволена за то, что снялась на фоне обнаженного пациента и повесила снимок в Instagram. Дело усугубил и тот факт, что спустя сутки пациент скончался. Девушку уволили. Однако сама Олеся, комментируя произошедшее, обвиняла руководство в несправедливости. «Нет такой статьи для увольнения — за публикацию фото в "Инстаграме"», — говорила она.

Ее коллега из Нижнего Тагила Марина Шарина тоже баловалась публикациями снимков из операционной. Причем на некоторых снимках на одежде и руках 36-летней медсестры видны следы крови, а позади нее — пациенты под наркозом. Разгорелся скандал, Марина Шарина извинилась. Руководство Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра не стало увольнять женщину, однако за ее поведением теперь пристально следят.

Учителя не отстают от медсестер. В 2014 году 40-летняя учительница музыки Елена Корнюшонкова из Тверской области была с позором уволена из школы за слишком откровенные фото на своей страничке Facebook. На них учительница предстает то в откровенном купальнике, то вообще топлес, то с сигаретой. После увольнения Елену стали приглашать в ток-шоу, а снимки появились не только в соцсети, но и на экранах ТВ и в газетах.

Бортпроводница Татьяна Козленко была уволена с формулировкой «за оскорбительное отношение к пассажирам». Произошло это после того, как она опубликовала фото с неприличным жестом (поднятый средний палец) в адрес ни о чем не подозревающих людей на борту.

Селфи-болезнь поглотила людей настолько, что не считается зазорным сняться на фоне чужой беды. Последний пример — когда в середине декабря 2014 года террорист захватил заложников в кафе в австралийском Сиднее, тут же к месту событий стали стекаться зеваки. Люди с улыбками позировали напротив оцепленного полицейскими здания. Интересно, задумался ли хоть один из них о том, что рядом на волосок от смерти находятся перепуганные люди…

«Ученые из американской психиатрической ассоциации в 2014 году официально признали «селфи» психическим расстройством, — говорит психолог. — Оно определяется как обсессивно-компульсивное расстройство, характеризующееся постоянным желанием фотографировать себя и выкладывать снимки в социальные сети, чтобы компенсировать отсутствие самоуважения. Лечение от подобной болезни пока не разработано. Хочу всем напомнить, что самооценка формируется внутри человека, а не перед объективом фотокамеры».