Писатель Алла Боссарт: «Премия Успенского — не повод рыться в грязном белье»

В письмe oнa нaписaлa: «Считaю, чтo имя чeлoвeкa, прaктикoвaвшeгo мнoгo лeт нaсилиe в свoeй сeмьe, в тoм числe в oтнoшeнии дeтeй, нe дoлжнo быть присвoeнo прeмии в тaкoй гумaнистичeскoй oблaсти, кaк дeтскaя литeрaтурa».

Чтo ee зaстaвилo сдeлaть тaкoe зaявлeниe ? Тaтьянa Эдуaрдoвнa и рaньшe рaсскaзывaлa o жестокости отца, в частности, вспоминая так называемую секту Виктора Столбуна, в которой оказалась в детстве, и которую поддерживал ее отец, страдавший от алкогольной зависимости. Чувствуется, что это до сих пор открытая рана. Вторая жена ее отца — Элеонора Филина — тоже открыто заявляла, что Успенский поднял на нее руку. Все эти свидетельства  есть в открытом доступе. 

В анимационном сообществе к ее отцу отношение было сложное. Даже когда он умер, сложно было найти среди мультипликаторов тех, кто захотел бы  сказал о нем несколько добрых слов. А все потому, что не могли простить истории со старейшиной цеха Леонидом Шварцманом, связанную с образом Чебурашки. С 1995 года кипит эта история, как только Эдуард Успенский создал предприятие, в названии которого  использовалось  имя популярного героя, и  был приватизирован товарный знак. Но  Чебурашку  в 1968 году нарисовал таким, каким мы все его знаем, художник-постановщик фильма  Романа Качанова — Леонид Шварцман. Успенскому принадлежала историю про найденное  в ящике с апельсинами непонятного рода существо, а он присвоил себе персональное авторство на Чебурашку,  чей внешний облик описал в своей книге.  Шли суды. Мультипликаторы горой встали на защиту Шварцмана.  

Писатель и журналист Алла Боссарт, свой человек в анимационном мире,  когда-то детально разбиралась в запутанной истории с Чебурашкой и  написала грамотную и боевую статью. Как минимум две газеты отказались ее опубликовать, потому что с Эдуардом Успенским  одного из главных редакторов связывали личные отношения, а другой просто не захотел ввязываться в скандальную историю, опасаясь нападок со стороны Успенского. Алла Боссарт прокомментировала «МК» сложившуюся ситуацию.

— Я хорошо знала Эдуарда Успенского, а ситуацию с авторством Чебурашки изучила в свое время досконально, но это так давно было. Кому теперь интересна эта история? Действительно, Успенский был еще тот сквалыга, что совершенно не имеет никакого отношения к его заслугам перед детской литературой. Да, тяжелый человек и плохой товарищ. И что? А Лермонтов был не чудовище? Лично я не могу простить Эдуарду Николаевичу предательство Киры Смирновой в конце ее жизни, Киры, которая столько сделала для передачи «В нашу гавань заходили корабли…».  Но можно вспомнить помощь Успенского детскому приюту, и то,  что своём поместье  он оборудовал под детский городок для всех желающих. Он был очень неоднозначным человеком. 

фото: Михаил Ковалев

Я ничего не знаю о его домашнем насилии — знала Эдика в работе. Если его дочь об этом  говорит, наверное, оно было. Но в этом надо тщательно разбираться, выслушивать разные стороны. Если он действительно был таким монстром, как описывает дочь, то почему  Элеонора Филина  (журналист, соведущая программы «В нашу гавань заходили корабли…»,  вторая жена Эдуарда Успенского – С.Х.) —  молодая, интересная не бедная женщина —  так билась за брак с ним? Почему  взрослые дети не изолировали от него внуков? Зачем поддерживали иллюзию идиллии? Мутная история! Трудно составить объективную картину, выслушав одну сторону. При жизни-то Эдика трудно было разобраться, что к чему, а теперь  и подавно.  Думаю, что премия его имени — не повод рыться в грязном белье.

Читайте также: Дочь Эдуарда Успенского раскрыла жестокий и двуличный характер писателя