О секретах своей работы «МК» рассказал лучший водолаз МЧС России
Чтобы поднять судно, из порта доставили специальный плавучий кран. Идешь как звездочка, раскинув руки и ноги в разные стороны, чтобы охватить как можно больше площади. Взял под мышку и начал всплывать. Пришел, меня встретил замначальника отряда Константин Григорьевич Литовчик. Можно, например, запутаться в сетях, зацепиться за корягу, или за тобой захлопнулась дверь или переборка. — Как попали на работу в МЧС? А лучший саундтрек — плеск воды. А мне самому хотелось попасть именно в водолазный отряд. Известно ведь, что при аврале возникает суета, один кричит одно, второй дает совершенно противоположную команду. Это было в 2008 году. — Дернет напарник трос один раз — значит, он на грунте, чувствует себя хорошо. Темнота наступает на глубине более 10–12 метров. При необходимости в водолазном снаряжении спасатели погружались под воду. Сначала работали коммерческие организации, но сделать ничего не смогли. Но Нева в себе таит немало загадок, например, в ней есть места с обратным течением. За поисковые работы на затонувшей «Булгарии» Алексей Дурас был награжден медалью «За отвагу». По объему переносимой воды она занимает первое место в Европе. Когда передавал первого из них, сообщил по связи: «Найден ребенок». Заводить стропы в ледяную Неву отправился Алексей Дурас. По одному стал передавать их вниз, Андрюхе. — О необычных находках можете вспомнить? Если удалось пробить в стекле хотя бы небольшую дыру, вылезти через которую невозможно, не отчаивайтесь, хладнокровно дождитесь, пока машина наполнится водой, смело открывайте дверь и выныривайте. А у спасателя ведь есть только четыре минуты, чтобы достать человека и откачать. Потом уже в резиновых костюмах со вшитой трехпалой перчаткой ходили в технический бассейн, шестиметровую железную коробку, напичканную всевозможными техническими устройствами. Сложность заключалась в положении баркаса. Нева — очень чистая и глубокая река. Тело водителя, чтобы оно не потерялось во время подъема, мы привязали к рулю. — Нам определили самые дальние отсеки. Год проработал в пожарном подразделении, потом попал в парашютно-десантную группу. Выехали на катерах, машину довольно далеко утащило течением от берега. — А водителю можно было в такой ситуации спастись? — Стараюсь абстрагироваться от эмоций. — На три метра все прекрасно видно. За работу на глубине спасатели расплачиваются декомпрессионной болезнью — кессонкой, что может привести к некрозу, хрупкости костей. Это было траурное мероприятие. Пойдете в водолазы». Наш старший, Олег Медведев, говорит: «Алексей, держись, ты же знал, к чему тебя готовят…» Я в ответ: «Медведь, я о том, что он маленький, не потеряйте его». Из воды вертикально торчала корма спасательной шлюпки, которая другим концом была прикреплена тальблоком к верхней палубе затонувшего теплохода. Работают спасатели всегда парой. Он посмотрел документы и выдал: «Как десантник вы меня не устраиваете. В тесных трюмах чувствуешь себя комфортно, зная, что спина надежно прикрыта. Но стекло выбить очень сложно, у нас, например, есть специальные пробойники. Поступила команда. Видимость — нулевая, там сплошной торфяник, руку у маски видишь, и только. Мог ведь выскользнуть при транспортировке. Положил перед ним на стол десантную книжку, парашютно-десантную книжку, книжку водолаза, водительские права. Пришел вызов, погрузились в машину-«буханку», поехали. В одном из помещений нашел сразу семерых. Тут вариант один — бить стекла чем угодно. Луч фонаря выхватывал гримасу смерти. Давление внутри и снаружи уже будет равным. — Не бывает страшно? Нашли тела капитана и механика, которые, как мы и предполагали, оказались заперты в рубке. У судна вся корабельная оснастка наружу. Я шел первым, нашел джип, уперся в него. Перемещаясь по отсекам, мы на ходу составляли план спасательных работ. — По рекомендации двух друзей — Андрея Мещерякова и Виталия Иванова. Работы осложнялись тем, что я почти «ослеп», шток подачи воздуха в маску промерзал, включалась постоянная подача воздуха, маска обледенела. Олег Медведев поставил условие: ни одного должностного лица на плавучем кране быть не должно. — Дети среди них были? Затонувшая «Булгария» была обозначена двумя ориентирами. — Если человек сталкивается с каким-то препятствием на скорости 120 километров в час, он уже не жилец. Медведев, учитывая ледоходность судна и толщину носовой брони, рассчитал, какой должен быть диаметр троса, чтобы он не порвался и в то же время не разрезал корпус. У буксира водоизмещение 30 тонн. Корабль лег на бок, двери оказались на потолке. Шутя водолазы ее называют пуповиной. — Видимость ограниченная, глубина 15 метров. Улетали из «Пулково» в Казань обычным гражданским бортом. фото: Светлана Самоделова
Алексей Дурас признан лучшим водолазом МЧС России. Алексей Дурас вспоминает, как поднимали со дна Невы буксир: — Это была одна из самых сложных в техническом плане операций. — Я тогда был дома. Автомобиль, когда проваливается, может упереться дверьми за края полыньи, и у водителя есть время, чтобы выбраться. Один водолаз ныряет привязанный к тросу, на сленге спасателей — включенный в сигнальный конец, второй его страхует, находясь на суше. — Однажды, когда искали утонувшего оператора «Вестей», на дне Невы обнаружили машину, сняли с нее номера, — выяснилось, что она два года числится в угоне. 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в считанные минуты затонул теплоход «Булгария». Была пара моментов, когда в пруду светил фонарем — и утонувший человек внезапно появлялся перед глазами. Связь с рабочим водолазом осуществляется с помощью сигнального конца. — На ощупь. По ним водолазы и проникали в корпус затонувшего теплохода. Самые слабые выбраться не смогли. Вода хлынула под мощным давлением. Рыбаки на льду зимой более-менее готовы к таким ситуациям, они, например, не закрывают двери и окна машин. Если вы свалитесь на машине в открытую воду, стоит помнить: как только вода заполнит салон по окна, двери вам уже не открыть. Напарники менялись, Алексей в тяжелом снаряжении, рискуя жизнью, продолжал лавировать в узких захламленных коридорах и отсеках, перебирая руками простыни, матрасы, отслоившиеся куски обшивки. — Двое ребятишек. Поле деятельности у водолазного расчета Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС обширное: Нева с притоками и каналами, Ладожское озеро, Онега, Балтика. Прибывшие ранее спасатели Центроспаса от места спуска с рабочей баржи до объекта проложили специальные канаты — ходовые концы. В нижних отсеках, где нет иллюминаторов, водолазная станция, в составе которой работал Алексей, подняла 16 тел погибших. Самое напряженное время у водолазов, по признанию Алексея Дураса, это межсезонье, когда лед еще не встал или уже успел подтаять. Потом водолазы его срезали и забрали с собой на базу, в Питер. Когда тело находишь, идет выброс адреналина: нашел, поставленная задача выполнена, все. Он сам провел под водой в общей сложности 6 часов 22 минуты. Упритесь во что-нибудь и попытайтесь выдавить ногами заднее стекло. Это страхующая ярко-оранжевая веревка, взятая удавкой вокруг пояса, которая проходит над грудным грузом водолаза. Алексей Дурас водолазную подготовку проходил в морской школе. — Потом в знак благодарности правительство Татарстана накрыло для нас столы. Подняли судно, оттащили к берегу, откачали помпами воду. Лицо сосредоточенное, взгляд такой, что броню прожжет, в осанке — готовность в любой момент прыгнуть вперед. — После армии пошел работать в службу поискового аварийно-спасательного обеспечения, что действовала при аэропорте «Пулково». Я шел впереди, за мной шел напарник в легком водолазном снаряжении. Два рывка — ответ на запрос с поверхности о количестве воздуха: пока все в порядке. В нужную точку спускались с вертолета на тросе или прыгали с парашютом. Вода для них — это другой, параллельный мир, где как нигде чувствуешь себя свободным. Мороз был как раз под -20, но лед на Неве еще не встал. В первом заходе со мной был Андрей Захаров, классный специалист. Судно уткнулось носом в грунт. Рядом на волнах бился маленький спасательный круг, который был привязан к борту «Булгарии» и оставался на месте. Под водой остались 122 человека. Каждый обследовал свой сегмент. Он переносил их дальше до выхода. По телефону пришло оповещение: готовность №1, это означало, что в течение полутора часов все должны собраться на базе. С помощью этого сигнального конца и «переговариваются». — Как при нулевой видимости можно найти утонувшего человека? Все схемы теплохода, которые у нас были, оказались неверными. Если честно, думал, что меня не возьмут. Легочный аппарат и редуктор при этом приходится обливать кипятком — чтобы не примерзали клапаны. «Азбука Морзе» спасателей — это рывки и частые подергивания. Прибыли, собрали водолазное снаряжение, получили пайки. Частое подергивание три раза означает: не могу выйти без помощи второго водолаза. Когда приходится погружаться в трескучий мороз, спасатели шутят: пойдем в прорубь, погреемся. Но жизни без погружений они уже не представляют. — Вспомни свое первое задание в составе водолазного расчета. В клюзы, отверстия в носу буксира для якорных канатов, завел сначала под днищем тонкий трос, вытянул его наверх, потом уже протягивали основной трос. Фото из личного архива
Коренной петербуржец, 28 лет, по сути — еще мальчишка. Работа водолаза всепогодная. — Сначала погружались в бассейн со стареньким, проверенным временем воздушно-дыхательным аппаратом АВМ-5. Озеро разбили на квадраты. Там прошла перепланировка. Напарник Антон Гадюк застропил внедорожник за ось. Там находился уже третий водолаз. Но был в жизни спасателя один летний сезон, который стал настоящим испытанием. Машина снесла два участка ограждения в виде гранитных столбов и чугунной ограды и упала в реку. Я заходил в отсек, Андрей страховал дверь. Но чаще, взяв в руку коленку, пятку, запястье, ты уже понимаешь, что это человеческое тело. Буксир расчищал Неву ото льда. Было дело, водолазы случайно наткнулись на танк. Тело человека плотное, иной раз его можно спутать с корягой. Тела утонувших пассажиров искал на ощупь, в полнейшей тьме. — Пять лет назад, 13 декабря, на Октябрьской набережной в Неву упал внедорожник. — Заходил в каюту, ощупывал плавающие вещи, людей нет, все, шел дальше. У нас была задача первыми прибыть на место, где воздушное судно пропало с радаров. Служил во 2-й отдельной бригаде специального назначения ГРУ в Псковской области. На месте опросили свидетелей, произвели разведку, оценили водоем, наметили технологическую схему работ. Кто-то из ребят заметил, что из тех, кого мы подняли на палубу, не было ни одного взрослого мужика, одни женщины, старики и дети. Мы в это время сидели в «КамАЗе», готовые в любой момент подключиться к работе. — Это были поиски утонувшего рыбака на озере в окрестностях Питера. Но и в этом случае мысль одна: о, нашел. — В Неве хорошая видимость? Капитан не справился с течением, судно занесло на волнорез Дворцового моста, оно перевернулось и ушло на грунт. Водолазная служба тогда базировалась на Васильевском острове, в месте впадения Невы в Финский залив, где с петровских времен сохранился караульный павильон со шпилем. В подразделении работали универсальные специалисты. А по итогам 2014 года был признан лучшим водолазом МЧС России. Давление воды снаружи будет выше, чем внутри. Даже когда на улице минус 25, под водой +2…+3. Алексей Дурас сразу начал работать в тяжелом водолазном снаряжении, плотном гидрокостюме. Второй вариант: когда у машины закрыты все окна, она тонет вертикально, первым уходит под воду капот с мотором, корма всегда поднята. Буксир стоял на фарватере, подводное течение — около 2,5 метра в секунду.