Новую рекомендацию Роспотребнадзора в театрах назвали выстрелом в голову

С oднoй стoрoны, врoдe бы ничeгo нoвoгo: ужe привычныe для всex мaски — бeз ниx зритeлeй нe дoпустят в тeaтр или нa кoнцeрт. Нo к тoму жe , тeaтры тeпeрь дoлжны eщё и пoзaбoтиться o тoм, чтoбы публикa имeлa   вoзмoжнoсть купить иx нa мeстe. С бeскoнтaктнoй фoрмoй oплaты билeтoв тoжe всe пoнятнo, и никтo спoрить нe будeт: угрoзa кoрoнaвирусa зa чeтырe с пoлoвинoй мeсяцa oтучилa нaс oт нaликa. Дaжe тeaтрaльныe бинoкли oтнынe будут oбрaбaтывaться пoслe кaждoгo пoсeтитeля, a к нeму, то есть оптическому прибору,   при выдаче обязательно будет положена дезинфицирующая салфетка.  

Зрители явно огорчатся, что про буфет в антракте придётся забыть — продажа продуктов питания запрещена: можно приобрести только воду и напитки в промышленной упаковке. Ну а уж как огорчатся сами театры, для которых буфет — и традиция, и статья дохода. В общем бокал шампанского до спектакля или в антракте — ни-ни!

И все это можно пережить, отправляясь на спектакль/оперу/ балет — в конце-концов наша собственная безопасность   прежде всего. Но как быть с самим духовным «продуктом», ради которого люди и идут в театр? А вот тут вопрос: рекомендации Роспотребнадзора ставят под угрозу качество исполнение и даже саму возможность проведения спектакля.  

Судите сами: директор Большого, худрук «Геликон-оперы» или «Новой оперы» читают важную бумагу и своим глазам не верят — «исключаются спектакли с массовыми и хоровыми сценами». Простите, ведь оперы держатся на хорах, вся мировая музыкальная культура на них построена — Чайковский, Верди, Мусоргский, Римский-Корсаков, Шостакович, Пуччини и другие…Что же это получается, опера «Наббуко» без «Хора пленных иудеев» будет? Спасибо — не надо, верние деньги!

Или как будет звучать оркестр при предлагаемой рассадке на репетициях или непосредственно во время спектакля? А рекомендовано следующее: на репетициях расстояние между группами струнников — не менее 1,5 метра, между ударниками, клавишниками и арфистами. А вот между духовыми группами — должно быть   не меньше двух. К тому же, перед ними установят защитные экраны, «выступающие над раструбами соответствующих инструментов». Дирижера отодвинут от музыкантов на два метра (во время репетиции), и на полтора во время спектакля. Непосредственно во время спектакля вроде должна сохраняться   традиционная рассадка музыкантов, но с экранами у духовиков, что, несомненно, отразится на качестве звучания оркестра и не в лучшую сторону.  

Понятно, что жертвами №1 при новой постановке дела станут музыкальные театра. Звоним худруку «Геликон-оперы» Дмитрию Бертману.

Фото: helikon.ru

-То, чем мы занимаемся, мы посвятили всю жизнь. У певцов, музыкантов нет в руках другой работы, а пандемия, обрушившаяся на весь мир, подорвала привычные правила. Но эти рекомендации — как выстрел в голову.

-В новых реалиях, уже понятно, без рекомендаций нам дальше не жить и не работать. Но какие наиболее опасные или даже неверные с твоей точки зрения?

-Все что касается охраны публики и ее безопасности, тут все правильно. И мы должны и будем осуществлять все, что предписывает театрам Роспотребнадзором. Что же касается непосредственно подготовки и проведения спектаклей, особенно в музыкальном театре, все очень сложно и не так однозначно. Во-первых, наши репетиционные залы не обладают такими площадями, чтобы посадить музыкантов на расстоянии друг от друга в полтора-два метра.   И второе, самое важное: как режиссер,   я могу сделать адаптацию спектакля, но ликвидировать хор — значит ликвидировать весь репертуар оперного театра. Опера — это хоры. Скажем, невозможно сыграть «Евгения Онегина» без таких больших массовых   сцен, как «Бал Лариных» и «Бал в Петербурге».  

-Но что делать, раз такая ситуация с короновирусом? Надо же пойти на какие-то жертвы или это совсем невозможно? Реальность диктует компромиссы.

— В ущерб качеству, конечно, можно сократить количество музыкантов в оркестровой яме или численность хора на сцене, но исключать массовые сцены невозможно. Для драматических театров такие сцены — редкость, а для музыкальных   — норма: в опере — хор, в балете — кордебалет.  

— Как расстояние между музыкантами влияет на звучание оркестра?

— Однозначно влияет: при расстоянии в полтора-два метра не будет смешиваться звук, а музыканты должны слышать друг друга, только тогда возникает правильное звучание партитуры. Это специфика музыкального театра и ее нельзя не учитывать.

-Если появились рекомендации, значит жди требований, выработанных на их основе. А значит, жди проверяющих исполнения этих требований. Вот если вы не сможете соответствовать требованиям, что тогда?

-Тут важно понимать: если театр работает, значит он должны обеспечивать заработок. Если невозможно будет работать, то… Единственное мы надеемся, что Москва будет нас поддерживать, как поддерживала весь карантинный период. Хочу сказать, что Совет худруков московских театров вместе с Департаментом культуры Москвы почти месяц работал над предложениями по условиям работы в этот сложный период. Там есть варианты, но нет слова «исключить». И наши предложения мы направили в московский Ротпоребнадзор. И мы уверены, что Москва, как всегда, отнесётся не формально к этим предложениям.Москва первая объявила об открытии театров с 1 августа.   

А вот мнение Дмитрия Сибирцева, директора театра «Новая Опера»:

— Как музыкант, могу сказать, что среди рекомендаций есть вещи совсем мало реальные. Например, нельзя людям совсем не контактировать в каких-то сценах спектакля. Тогда проще уже перейти целиком на концертное исполнение и не мучиться. Не понимаю, чем мы отличаемся от тех же футболистов. Да, они выходят из разных дверей, а потом полтора часа хватают друг друга.Понятно, что новые правила вызывают определенный протест у музыкантов. Но артисты в этой ситуации – самые дисциплинированные люди. А будут ли зрители соблюдать рекомендации? Я не уверен. В любом случае мы выигрываем время, за которое, надеюсь, появится вакцина от вируса».

А между тем, пока худруки и директора московских театров ломают голову как быть, Валерий Гергиев ещё до объявления всяких рекомендаций открыл сезон и преспокойно на половину зала играл свои спектакли на исторической сцене. А буквально на днях его театр ещё и отправляется в Италию с гастролями.