Многие государственные вузы подняли стоимость учебы на 30–35%


фото: Геннадий Черкасов

Множество госвузов уже вывесили на сайтах обновленные прайсы. А некоторые и вовсе обозначили стоимость в «у.е.» — непонятных условных единицах, которые можно будет потом корректировать в зависимости от курса валют и экономической обстановки — понятно, студенту в минус, вузу в плюс. Причин же для подорожания, по сути, нет. По закону формирование стоимости одного платного места «привязано к нормативу выделяемых средств на одного бюджетного студента», а никаких изменений в нормативе не произошло.

Около сорока вузов по всей стране на волне поднятого шума успокоили своих студентов-платников, официально объявив о сохранении цен прошлого года. Среди них — Санкт-Петербургский госуниверситет, Сибирский федеральный университет, Тверской госуниверситет и т.д. С аналогичными заявлениями во многих регионах выступили местные союзы ректоров и региональная власть — это произошло в Санкт-Петербурге, в Саратовской области, Волгоградской, Новосибирской, в Республике Коми, в Адыгее, Мордовии. Испуганное руководство вузов начало давать «обратный ход» — цены в «у.е.» поудаляли с сайтов, многие вообще убрали информацию о стоимости учебы, некоторые добавили слова «проект» или «протокол о намерениях» — формулировки, позволяющие не называть окончательную стоимость платы. Чем же вузы объясняют студентам подорожание образовательных услуг? «Отмазки» крайне лукавые. Дескать, у нас есть иностранные преподаватели, которым мы платим в долларах и евро, есть зарубежные стажировки, которые также оплачиваются в валюте… Но и преподаватели, и стажировки — это доли процентов от бюджета вуза, такие статьи расходов никак не могут влиять на стоимость обучения!

Впрочем, многие не признаются в поднятии цен. К примеру, в Государственном университете управления, в котором депутаты Госдумы обнаружили рекорд роста цен в 35%, «МК» заявили: «Это, возможно, какая-то попытка нас оклеветать. Мы не повышали стоимость обучения на платных факультетах с 2007 года, и пока не планируем этого делать».

На это депутат Госдумы Бурматов предоставил «МК» два скриншота, сделанных с официального сайта вуза. В сезон 2014/2015 институт осуществлял набор на подготовку бакалавров по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом» и т.д., при стоимости обучения 62 000 рублей в год. На cледующий год эти же направления стоят уже 75 000 рублей в год. 2,5-годичная подготовка магистров по юриспруденции или менеджменту стоила 75 000 рублей в год — теперь 9–100 тысяч. Другой пример — РАНХиГС:

— Моя внучка учится на факультете «Финансы и кредит» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Год обучения стоил 215 тысяч рублей, а теперь — 240 тысяч! — сообщила «МК» москвичка Елена Сергеевна. — И было не дешево, а стало еще дороже!

Правда, не все опасения подтвердились. В РУДН, на который студенты тоже жаловались, согласно сравнению прайс-листа на платные факультеты сезонов 2014/15 и 2015/16, цена года учебы большинства направлений и специальностей не изменилась. Хотя некоторые все же подорожали. Например, стоимость обучения на очном отделении на медицинском факультете в 2014/15 учебном году по специальности «стоматология» составляла 230 000 рублей в год, а на 2015/16 она выросла до 250 000 рублей.

Ситуацию в РУДН «МК» прокомментировал его ректор и руководитель ВАК Владимир Филиппов:

— Мы не поднимали цену для уже учащихся студентов — повышение стоимости там, где оно было, относится лишь ко вновь поступающим абитуриентам. При этом даже по тем специальностям, на которых повышение произошло, РУДН остается все равно самым доступным вузом — к примеру, по направлению «Фармацевтика» в первом-втором «медах» обучение обойдется в 200–250 тысяч, у нас же даже с повышением учеба по этому перспективному направлению стоит всего 160 000 рублей в год.

— К нам поступает много звонков от студентов, что администрация вуза в частном порядке их предупредила о грядущем росте цен, — рассказал «МК» уполномоченный по правам студентов Артем Хромов. — Эта информация неофициальная, на сайтах вузов ее чаще всего нет — ведь сейчас у студентов сессия, потом будут каникулы, и только потом они получат квитанции-платежки об оплате за семестр. Поэтому мы сейчас пока не стремимся афишировать названия этих вузов, поскольку надеемся, что Минобрнауки, которое с нашей подачи заинтересовалось проблемой, сумеет их убедить этого не делать.

Кстати, еще в конце прошлого года депутат ГД Вадим Соловьев обратился к Дмитрию Ливанову с просьбой ввести мораторий на повышение платы за обучение в государственных вузах сроком на три года.

— Ответа от Минобрнауки пока нет, — говорит Соловьев. — Но какое-то решение нужно принимать и вносить поправки в Закон «Об образовании». Ведь эта история начиналась еще в прошлом году — к нам начали обращаться через региональных коллег-депутатов студенческие профсоюзы различных городов, которых неофициально предупредили о возможном повышении стоимости обучения на 50–80%! Студенты старших курсов были в ужасе: не оплатишь — отчислят, и 2–4 года учебы коту под хвост… Я считаю, что в нынешних кризисных условиях стоимость обучения на коммерческих факультетах госвузов должна быть заморожена — это важно и для самого высшего образования, и для социального спокойствия — ведь за рубежом даже удорожание стоимости обучения в каком-либо вузе на 1–3% выводит возмущенных студентов на улицы.