Летний авиньонский фестиваль может состояться в ноябре

Пoдгoтoвкa к 74-oму пo счeту фeстивaлю шлa свoим чeрeдoмпрoфeссиoнaлы и зритeли сo всeй стрaны, приeзжaвшиe вo фрaнцузский Прoвaнс нa три нeдeли июля, ждaли в 20-ыx числax мaртa oбъявлeния прoгрaммы. Нo тут пришёл oн — кaрoнaвирус, рaзрушитeльную силу кoтoрoгo всe явнo нe дooцeнили, и всe испoртил. Кoмaндa Oливьe Пи взялa тaйм-aут, чтoбы вo-пeрвыx, лучшe пoнять ситуaцию, a вo-втoрыx, для тoгo, чтобы подготовить он-лайн презентацию программы с видео всех участников фестиваля. И в начале апреля программа была объявлена. Тогда Оливье Пи признался, что они еще не знают, сможет ли состояться фестиваль, пройдёт в полном или сокращённом варианте, вовремя или в другое время, но, подчеркнул: «делается   все, чтобы, Авиньонский фестиваль состоялся».

Вот имена тех, кто значится на первых позициях в программе, хотя в силу своего демократичного характера, Авиньонский фестиваль никогда не заигрывался в статусные игрушки с его смешными атрибутами.   В официальную программу «IN”   — 2020 вошли Иво ван Хове со спектаклем “Фрейд» по Сартру, Оскарас Коршуновас с «Отелло», Эмма Данте сразу с двумя работами, а также Анжелика Лидделл, Корнелиус Мундруцо, Анн Терон, Гвенаэль Морен, Матс Штауб. Современный танец представляли Израэль Гальван,   британец Хофеш Шештер, фламандец Ян Мартенс и другие не менее интересные хореографы. Димитрис Папайоанну готовил премьеру в Почетном дворе Папского дворца, и там же   планировались показы   «Игры теней» Жана Беллорини по мифу об Орфее (текст Валера Новарины, музыка Клаудио Монтеверди).   

Сам Оливье Пи, объявил два названия: в первом — «Отелло» — заняты вовсе не профессиональные актеры, а любители, но тоже непростые — заключённые Авиньонской тюрьмы. Вторым должен был стать   сериал «Гамлет в императиве» с ежедневными показами   в садике Чеккано.  

Основные темы отложенного фестиваля, сформулированные ещё до каронавирусной эпохи, сегодня звучат пугающе пророчески. В их фокусе фигуры двух богов — Эроса и Танатоса и вопрос: что означает умирать и жить в сегодняшнем мире. И вторая тема — бессознательное, в том числе групповое. Иной способ поговорить о политике.

Посмотрев программу (она, естественно, по-прежнему остаётся на сайте феста), еще можно отметить такие важные темы современного общества как расизм и женское насилие. Женские судьбы в. «Милосердии» Эммы Данте, в спектакле об убийстве нигерийской девушки, в готовящейся премьере   Папайоанну, которая должна была состояться на главной сценической площадке фестиваля — в Папском дворце… список спектаклей, выступающих с этой темой можно продолжить, однако на первый план как королева вышла пандемия и распорядилась по- своему. Ситуация достойная пера трагика.  

Так что же будет с главным театральным фестивалем Европы»? «Мы хранили надежду пока это было возможно, но жизнь   навязывает другой сценарий. Наш долг сегодня уберечь Авиньонский фестиваль и думать о его будущем», — сказал Оливье Пи.  

И вот после заседания Административного Совета, состоявшегося неделю назад, принято решение о проведении «Недели искусства» во время ноябрьских каникул — решение озвучил исполнительный директор программы   «Inn» Поль Ронден.

Почему именно неделя искусств, а не декада или хотя бы две недели? Ответ на этот вопрос следует искать в истории самого Авиньонского фестиваля. В сентябре 1947 года Жан Вилар, отец-основатель легендарного феста в Провансе, «запустил», как пишет газета «Монд», первую «неделю искусства» в Авиньоне, которая и положила начало фестивалю. «Если санитарные условия, конечно, позволят», — уточнил Поль Ронден, речь идёт о проведении мини-фестиваля с участием пяти или шести спектаклей, которые должны были быть показаны на фестивале «IN».

Объявив о том, что Авиньон -2020 все же может состояться, его устроители начали обзванивать все компании, чтобы понять прежде всего, кто хочет приехать и кто свободен в этот период. «Ноябрьские каникулы, — подчеркнул Поль Роден, — нам кажутся очень правильным периодом для организации такого события. Это каникулы во всей стране, что позволит публике приехать к нам из всех регионов Франции. Естественно, все спектакли будут играться только на закрытых театральных площадках, таких как Фабрика или Часовня белых кающихся грешников…». Кстати, городские   театры тоже   выразили   готовность присоединиться к этой неделе в ноябре. Дирекция не теряет надежды уже в сентябре открыть основную фестивальную площадку — «Фабрика», чтобы компании могли завершить работу над своими премьерами. Главное, что руководство   Авиньонского фестиваля не хочет переносить фестиваль на следующий год, его кредо —   возобновить работу, как только будет возможно.