Лариса Садилова отправилась сажать огород для Валентины Теличкиной

Мы пoгoвoрили с Лaрисoй Сaдилoвoй зa дeнь дo ee oтъeздa в Брянскую oблaсть, гдe oнa пoстoяннo снимaeт кинo.

— «Oгoрoд» — этo дaвний зaмысeл?

— Кoгдa мы прoшлым лeтoм нaxoдились нa фeстивaлe в Трубчeвскe, oн ужe был. A eгo зaявкa в видe oднoй стрaнички сущeствoвaлa, кoгдa мы приeзжaли в Кaнны. Пoтoм с Рустaмoм Axaдoвым мы нaписaли сцeнaрий, нaшли сoпрoдюсeрoв. Нaс пoддeржaл «Мoсфильм», кoтoрый пoучaствуeт в пoстпрoдaкшнe, a тaкжe фрaнцузскaя кoмпaния Лoрaнa Дaниeлу (пoддeржaлa пoкaз нa Кaннскoм кинoфeстивaлe. — С.X.). Ждeм кoнкурсa в Министeрствe культуры. Нo oгoрoд нaдo сажать уже в ближайшее время. В нашем сценарии это одно из основных мест действия. Недалеко от Овстуга, где находится усадьба Тютчевых, нашли место, где и будем снимать.

— Даже обидно за ваших трубчевских героинь. У тети Вали (местная жительница, снимавшаяся в «Однажды в Трубчевске». — С.Х.) такой шикарный огород, а вы едете неизвестно куда.

— Мы были в Трубчевске, но пусть там не обижаются на нас. Съемки пройдут не только на огороде, но и в Брянске, и мы выбрали место поближе к нему.

— Вам нужен какой-то особенный огород?

— Нет, самый обычный. Он кормит нашу героиню и ее семью, и ей приходится ездить туда из города, преодолевая 40 километров, почти каждый день, чтобы пахать, поливать, убирать. Ночевать на участке нельзя, поскольку дом ветхий, непригодный для жилья. На реальном огороде нам трудно было бы снимать. Съемочная группа все там затопчет. Да и по мизансцене подходящий для нас участок пришлось бы долго искать. Нам проще посадить огород самим уже в апреле. А пока нужно все подготовить, перевезти и установить старые теплицы. В середине — конце апреля уже начнем сажать. В августе как раз все поспеет и созреет.

фото: Светлана Хохрякова
Лариса Садилова в Брянской области.

— Кто же будет этим заниматься?

— У нашего оператора-постановщика Анатолия Петриги (снимал «Однажды в Трубчевске». — С.Х.) есть свой огород. Он и будет главным консультантом.

— Значит, и его жена — оператор Ирина Уральская — придет на помощь? Весело у вас будет.

— Да, Ира тоже будет помогать. Они консультанты. А людей, которые все это сделают, мы тоже нашли. Как раз и едем в Брянск, чтобы все распланировать, отобрать сельхозкультуры, которые будем высаживать, в общем, надо делать этот объект. Нас в Брянске ждут, готова съемочная группа.

— То есть нам не страшен серый волк?

— Не страшен. Мы — аккуратные, но рванем на два дня.

— Свои фильмы вы постоянно снимаете в Брянской области. Понятно, что легче работать там, где все вас знают, но есть и другие интересные места.

— Какая мне разница, где находится огород — в Курской, Брянской, Воронежской или Орловской области? Огород есть огород. Областной город есть областной город. Не принципиально, какой именно. А в Брянске меня любят и помогают. От добра добра не ищут. И не потому, что Брянск — родина моя, хотя поэтому тоже. Можно сказать, что вся Брянская область стала нашей съемочной площадкой. Она очень разнообразная, там что угодно можно снимать. Съемки — непростое дело, и помощь на месте всегда необходима. Но мы будем работать не только в Брянской области, но и в Курской, а также в Сочи, Москве, Гомеле. Главная героиня живет в Брянске, а ее возлюбленный — в Курске.

Съемочная группа на выборе натуры в Брянской области. Предоставлено съемочной группой фильма «Огород»

— Кто же ваша прекрасная огородница?

— Это история о любви 70-летних. Главную героиню сыграет Валентина Теличкина. Мы отправили ей сценарий, и она на следующий же день перезвонила. Я никогда не работала с актрисой такого уровня, как Валентина Теличкина. Благодаря Сергею Герасимову, моему учителю, у которого Валентина Ивановна снималась, мы говорим на одном языке. Она так подходит к роли! Мы разговариваем, разрабатываем образ, обсуждаем, какие могут быть костюмы и грим. Когда я писала сценарий, думала именно про нее. Елена Санаева сыграет сестру главной героини. Ей тоже понравилась роль. А главного героя мы нашли в Курске. Я снимала там документальный фильм «Сельский показ» и обратила внимание на конферансье и артиста разговорного жанра Юрия Кутафина. А когда писала сценарий, представляла именно его.

— Почему вдруг захотелось рассказать о любви немолодых людей?

— Про молодых и их любовь снимают все, а пожилых вышвырнули за борт. Они никому не интересны. Но человечество помолодело, и в 70 лет люди не считают себя старыми.

— В начале марта вы представляли «Однажды в Трубчевске» и в Париже на фестивале российского кино. Планировался прокат во Франции. Помогает ли вам шлейф Каннского фестиваля? Может, хотя бы теперь Министерство культуры вас поддержит.

— Да, мы успели открыть фестиваль накануне страшных событий. Прокат во Франции запланирован на 29 апреля, но, думаю, теперь уже не начнется. Посмотрим, каким будет решение Минкульта. До этого нам денег не давали. Надеюсь, что-то изменится. Сценарий, как мне кажется, у нас получился хороший.

— Вы его писали вдвоем? Разделили функции на мужское-женское?

— Это уже второй написанный совместно с Рустамом Ахадовым сценарий. Первый был для сериала. В «Огороде» за мужчин отвечает Рустам, но не только. Но придумывали историю мы вместе.

— Фильм, как это у вас бывало обычно, будет минималистичным? Примут ли в нем участие непрофессиональные актеры?

— Да, но их будет меньше, чем в «Трубчевске». Мы провели кастинг в Брянске, и у нас будет много местных актеров. Маленькие роли в основном сыграют актеры брянских театров. Я такого хорошего парня на роль полицейского нашла там в ТЮЗе. Жил бы он в Москве, давно бы стал звездой. В Гомеле, наверное, на небольшие роли тоже пригласим белорусских артистов. Из-за того, что много объектов и регионов, камерным проект не назовешь. У нас 38 персонажей. Возможно, это самая сложная картина из тех, что мы снимали. В Гомеле будем снимать санаторий, где недавно я отдыхала с мамой.

— Интересно у режиссеров складывается мозаика: отдохнула — и вот готовый объект.

— Конечно, снимаешь о том, что знаешь. Пишешь сценарий и сразу же представляешь конкретные места. Я не работаю так, что придумал — а потом уже поехал по матушке России выбирать локации.