Кинематографисты оценили потери из-за коронавируса: индустрия лишится 150 млрд рублей

Пeрвым дeлoм сoбрaвшиeся oпрeдeлились с пoтeрями в кинo и сфeрe визуaльнoгo кoнтeнтa в цeлoм. Пo мнeнию прoдюсeрa Сeргeя Сeльянoвa, oбщий иx oбъeм сoстaвит 73 млрд рублeй в тeчeниe ближaйшeгo гoдa и 150 млрд – нa прoтяжeнии   трex лeт. При этoм глaвa Aссoциaции прoдюсeрoв кинo и тeлeвидeния «взбoдрил» сидящиx пo квaртирaм кoллeг: «Нe тeряeм oптимизмa. Мы нe рaз пeрeживaли кризис, нo этoт oсoбeнный. Нe всe кинoтeaтры выйдут из нeгo».  

Чтo жe ждeт кинoиндустрию нa выxoдe из пaндeмии? Стoимoсть кинoпрoизвoдствa вoзрaстeт с пaдeниeм курсa рубля. Плaтeжeспoсoбнoсть нaсeлeния упадет, а страхи, связанные с боязнью ходить туда, где много людей, останутся. Причем, фобии, по словам продюсера Игоря Толстунова, будут не только у публики, но и у дистрибьютеров. Кто-то из них первым должен «пойти под пулемет». Но тут нам поможет Голливуд сдвинуться с мертвой точки, у которого тоже много проектов накопилось.   Будут толкаться на одних датах, биться за привлечение внимания. Еще неизвестно, в каком состоянии после пандемии будут перегруженные сейчас под завязку интернет-платформы. Не стоит забывать про пиратов, которые никогда не спят. Но таких потерь, как в 90-е, когда кинотеатры были убиты, все-таки не произойдет.    

«Мы делаем кино для кинотеатров, — сказал Сельянов. —   На экранах телевизоров и компьютеров не прочувствовать звук и прочее. Даже если кинотеатры станут менее привлекательными для зрителей, государство должно протянуть им руку помощи». Логика такая: если оно театры оберегает, то кинотеатры, охватывающие значительно большую аудиторию, надо десятикратно поддерживать.  

Теперь все гадают, когда вернутся к привычной жизни кинотеатры. К примеру, в Германии они предположительно откроются в конце августа. Значит, у нас – не раньше четвертого квартала. И это связано не с фобиями, а   элементарной безопасностью. Надо будет обеспечивать дистанцию между людьми. Самый оптимистичный вариант – нормальная жизнь возобновиться к началу сентября.   

Леонид Верещагин от лица студии Никиты Михалкова рассказал о том, что происходит у них. Сняли, но еще не завершили производство двух картин, и опять это многим поднадоевшее спортивного кино, на которое теперь многие сели и поехали. Один Михалков снимает для души. Он работает над «Шоколадным револьвером», героем которого будет знаменитый российский режиссёр, а его дочь станет жертвой теракта на   Каннском кинофестивале. Как сказал его продюсер, слава богу, что «не зашел» Никита Сергеевич в съемки. Так что в дни самоизоляции он может продолжать подготовительный период и дальше разрабатывать свой проект.  

Страшно будет, когда все «зайдут», и разом возобновятся приостановленные проекты. Разберут актеров и операторов, будут разрывать специалистов, а их и без того мало. Зато теперь они оказались в сложнейшей ситуации. Игорь Толстунов поднял голос в их защиту: «Серьезной проблемой в индустрии оказалось и еще окажется отсутствие работы для участников съемочных групп. В год в стране снимается больше 100 полнометражных и около 450 телевизионных фильмов, на которых задействовано порядка 600 творческих коллективов. Компании как-то могут содержать штатных сотрудников, а съемочные группы нет. Так что армия кинематографистов остается без зарплат». В его собственной компании приостановлено производство «Сердца Пармы» по роману Алексея Иванова, но съемки, по счастью, закончены. А вот другая экранизация — «Мастер и Маргарита» — «накрылась», как было сказано. Картины останавливаются, и потом целая проблема собрать группу – и не то что в прежнем составе, а вообще. Лишившиеся работы люди, начнут искать новые рабочие места вне киноиндустрии.  

Новые большие проекты запустят не раньше 2021-2022 годов. Период больших бюджетов закончился.   Но как заметил Леонид Верещагин, без больших бюджетов не будет больших картин, а именно они — драйвер кинопроцесса. Но он с оптимизмом смотрит на возвращение зрителя в кинотеатры, поскольку уникальный эффект коллективного просмотра никто не отменял.  

Сошлись в итоге на том, что выберемся. И когда один из участников заявил, что ситуация не будет такой, как прежде, продюсер Александр Акопов возразил: «Я считаю, что ситуация будет такой, как прежде, а может и лучше. Давайте не будем сами распространять идеи о фобиях. Все восстановится и будет нормально. Мы просто не знаем, когда это произойдет».  

По мнению Сергея Сельянова, кризис – не только проблема, но и время возможностей. Для российской анимации оно наступило. Есть шанс заявить о себе, поскольку контент востребован. К примеру, к главному анимационному фестивалю во французском Анси, который точно пройдет в onlin-формате, готовится виртуальный каталог российской анимации. В этой сфере все обстоит успешнее, чем у других, поскольку производство мультфильмов на удаленке наши мультипликаторы освоили давно. Юлиана Слащева, осуществляющая руководство «Союзмультфильмом» и Киностудией им. Горького, напомнила, как   5-7 лет назад удалось вытащить из квартир на большую студию режиссеров и художников анимационного кино, привыкших работать маленькими группами и иногда в студиях, оборудованных в собственных домах. На «Союзмультфильме» для поднятия боевого духа теперь проводят общие оnline-собрания, собирающие   до 300 человек. Контент для детей, особенно образовательный и обучающий, сейчас востребован. Как мать троих детей, Юлиана Слащева поделилась проблемой, знакомой родителям: школьники занимаются при помощи планшетов и компьютеров, и дается это тяжело. Собственное производство в дни карантина на Студии Горького приостановлено, но   как производственная база, она функционирует. Ежедневно там снимаются телепрограммы, и на работу выходят как минимум человек 100. Сотрудники на время карантина поменяли местожительства, переехав ближе к студии.  

Когда кто-то начал слишком далеко заглядывать вперед, Александр Акопов охладил пыл: «Самое главное, чтобы никто ничего подобного не придумал на следующий год». Собравшиеся, кстати, обсудили тот факт, что все бросились снимать кино про коронавирус, но зрители не будут его смотреть. Они предпочтут то, что вселяет надежду. Александр Акопов также напомнил, что кинематографисты, в том числе российские, много раз предупреждали о том варианте событий, который мы теперь имеем. Однако к ним не прислушались. Завершилась дискуссия выступлением Сергея Сельянова:   «Мы зоологические оптимисты. Кино без энергии делать невозможно». Он напомнил известную истину, что культура недооценивается нашими руководителями, а «Кино стране нужно. Кино делает страну страной».