Карантинные истории: зачем Алибасов купил легкие, а Горбачева примерила усы

Oткликнулись прoфeссиoнaльныe кинeмaтoгрaфисты и любитeли из Рoссии, Кaзaxстaнa, СШA, Aнглии, Итaлии, Фрaнции, Пoльши и   Кeнии. Ктo-тo пoдaвaл пo пять зaявoк. В oбщeй слoжнoсти иx пришлo 500.   Пoбeдитeлeй   oкaзaлoсь   сeмь. В oснoвнoм этo   русскoязычныe нoвeллы, крoмe «Любви в кaрaнтинe», снятoй в СШA   с учaстиeм звeзды сeриaлa «Крик» нa MTV Кaрлсoн Янг.   Лучшиe рaбoты вoйдут в   aльмaнax, a кaкиe-тo мoгут   стaть пилoтaми сeриaлoв.

Тимур Бeкмaмбeтoв, кaк выяснится, рeaлизaциeй прoeктa нeпoсрeдствeннo нe зaнимaлся, дoвeрил   этo свoим пoмoщникaм. Нo каждая из победивших новелл отмечена теперь его продюсерским именем. Сам он достиг высот   в освоении технологии screenlife. В 2018 году представил на Берлинале   и американском фестивале авторского кино «Сандэнс» свой режиссерский   англоязычный проект «Профайл». Зритель видит   только экран компьютера, но переживает за происходящее, как если бы все случилось в   привычном киноформате.   Не всем это удается.   Даже в лучших работах нового проекта мы видим   в основном   малоинтересную, статичную   и лишенную драйва жизнь. Одна надежда   на Кончаловского, который тоже затеял аналогичный карантинный проект, результаты которого скоро будут обнародованы. Может быть, у него получится что-то незаурядное.  

Среди финалистов конкурса «Истории карантина» — «Удаленка» уже хорошо известной Аксиньи Гог. Новелла идет   чуть меньше 12 минут. Почти у всех такой хронометраж, но ощущение такое, что длится действие гораздо дольше. Участницы проекта   были в стрессе, как только грянул карантин. Но начали снимать и относились к этому как   к баловству.   В итоге опытом довольны, —   как скажет сценарист картины Марина Елатомцева, хорошо выходить из нагретого болотца. Герои ведут в Zoom рабочее совещание, находясь в своих квартирах, и все превращается в какое-то «безумное чаепитие», выяснение неожиданных обстоятельств частной жизни. В картине поучаствовали, не выходя из своих квартир,   Артем Ткаченко, Аглая Тарасова, Светлана Камынина, Александра Ревенко, Борис Дергачев. Такими историями теперь наводнен интернет.    

Почти во всех других историях, прошедших в финал, важен уже не человек, а написанный в чате текст. Есть забавные диалоги, которые в какой-то момент перестают работать. Прием быстро себя исчерпывает. «Fake news» Павла Воронина и сценариста Вадима Дерюжинского   (они — непрофессиональные кинематографисты)   начинается с сообщения   о том, что коронавирус создан по приказу Лукашенко и   внедрен в экспортную партию картошки. Самые невероятные новости,   которые в разгар пандемии рождались с бешеной скоростью, заполняют чат. Вот только одна из них:   «Алибасов купил запасное легкое и хранит его в холодильнике». Люди переписываются, сообщают о мошенниках, пытающихся проникнуть   в чужие квартиры под предлогом прививки, и все это – характерные свидетельства странного времени, которое еще будут изучать потомки.   

«Контакты» сделаны по сценарию непрофессиональных авторов Дамира и Ильнура Гильмановых, но с участием актера Театра Российской Армии Юрия Сазонова, известного широкому зрителю по «Полицейскому с Рублевки».   Он сыграл мэра города Землеярска, подцепившего COVID 19   в   Таиланде. Изначально была написана драма, которая потом развернулась в сторону комедии. Мэр, чтобы   избежать огласки диагноза,   начинает вести блог от имени человека, на которого можно   перевести стрелки. Забавная переписка возникает у него с любовницей, примеряющей от нетерпения новое белье в присутствии доставившего его курьера. Мэр – одновременно реальный и карикатурный, ласково называющий своих избирателей «вот они мои любимки». Много смешного и забавного придумано, но, опять же, прием быстро отрабатывается, и зритель начинает скучать.      

«Чат самых опасных болезней» профессионального сценариста Романа Розенгурда   — самая короткая из всех историй-победительниц. Идет   чуть меньше трех минут.   А началось с того, что шестилетний ребенок поинтересовался у взрослого: что круче   -испанка или коронавирус? Фантазия сценариста заработала, и вот уже болезни начали спорить, кто из них круче. СПИД, испанка, чума, оспа, эбола, холера, корь и коронавирус   переписываются друг с другом.   Испанка отправляет сообщение: «Малыш, тебе корона не давит?». Появится   даже ВОЗ и призовет всех к порядку: «Паразиты, не ругайтесь». Идея отличная, и   трех минут ей вполне достаточно.     На сайте, где идут показы фестиваля, размещены и другие проекты, снятые в формате screenlife, всякого рода карантинные истории, снятые в стесненных обстоятельствах и куда более изобретательные. Например,   «Алиса» Василисы Кузьминой и Ивана Петухова, действие которой   происходит в салоне автомобиля.   За рулем – Ирина Горбачева с усами: то ли женщина, то ли мужчина. Скорее даже, томбой – девочка, ведущая себя как мальчишка. Героиню Горбачевой зовут Александра, но своим пассажирам, если вдруг спросят, скажет, что Александр.   Она работает «под прикрытием», надев мужской костюм,   чтобы не иметь проблем с клиентами, избежать приставаний и снисходительного отношения. Пассажир – Сергей Епишев – подвоха не почувствует, еще кое-что пикантное расскажет о женщинах. А вот второму клиенту – Ивану Колесникову, который здесь вроде жениха «кавалерист-девицы» Горбачевой, — весь этот маскарад не нравится. Но в итоге он сам наденет платье своей возлюбленной. Помимо пассажиров   есть и еще один персонаж – голосовая помощница Алиса. В стесненных обстоятельствах вполне себе героиня. Вот собственно и все. Спасает живое актерское участие и   эмоции. Диалог, даже самый остроумный, но не одушевленный, сам по себе кино не делает.