Каннский кинофестиваль огласил программу: Сергей Полунин ответит за Россию

Пeрeнeсти фeстивaль нa лeтo нe удaлoсь. Кaк oбъяснил aрт-дирeктoрa фeстивaля Тьeрри Фрeмo,  всe публичныe мeрoприятия вo Фрaнции зaпрeщeны дo oсeни. A нaчинaя с сeнтября, фeстивaльный грaфик ужe плoтнo рaсписaн.  Oбсуждaлся aльянс с  Вeнeциaнским фeстивaлeм, нo, видимo, ни дo чeгo  нe дoгoвoрились, a, вoзмoжнo, чтo  вooбщe oткaзaлись oт этoй идeи.  3 июня сo сцены   пустого парижского кинотеатра UGC Normandie  (французские кинозалы откроются 22 июня) Тьерри Фремо в присутствии  президента Каннского кинофестиваля  Пьера Лескюра огласил с листа официальную программу многострадального  фестиваля. В нее вошли  56 картин.  Список был с купюрами, что только добавило интриги.  С точки зрения руководства киносмотра, присвоение статуса участника, пусть и несостоявшегося фестиваля, — хорошее подспорье  выходящим в прокат картинам. Какие-то из них с каннской меткой  покажут на осенних фестивалях, в частности, в Сан-Себастьяне. Но не все выбрали этот путь.  Кто-то готов  ждать Канн- 2021, а  кто-то предпочел  начать фестивальную историю с нуля и на других просторах. 

Российские кинематографисты отправили на рассмотрение каннской селекционной комиссии, как минимум, 15 картин. Ни одна из них не была названа Тьерри Фремо. Значит, их либо не отобрали, либо они решили попытать счастья в Венеции или Берлине, проведение которых пока еще под вопросом. Многие рассчитывали увидеть в списке новый фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» по мотивам романа Алексея Сальникова, ставший невероятно актуальным, поскольку главный герой заболел гриппом, и вирус подхватили  его родственники. 

Отборщики посмотрели в общей сложности 2067 картин со всего света. Те, что отобраны, они разбили не на привычные секции, а сгруппировали по-особому: это —  те, кто уже бывал в Каннах,  неофиты, дебютанты,  анимация, неигровые картины и даже комедии отдельным списком. Как водится в последнее время, огласили  отбор по гендерному принципу:  16 картин  сделаны, как теперь говорят,  режиссерками. Одна из них — «Обыкновенная страсть» по роману Анни Эрно  —  снята французским режиссером ливанского происхождения  Дэниэль Арбид. Картина частично снималась в Москве. Это история любви француженки  (ее сыграла Летиция Дош) и русского шпиона. Еще в  разгар конфликта Парижской оперы и Сергея Полунина стало известно, что русской танцовщик снимается в роли русского любовника.  Его герой  женат, что придает пикантность коллизии. Полунин уже снимался в фильмах «Щелкунчик и четыре королевства», «Красный воробей», «Убийство в Восточном экспрессе» и намерен продолжать актерскую карьеру. 

Сальвиус Трепулис «В сумерках». Кадр из фильма.

«Русский след» просматривается и в картине «В сумерках». Ее Фремо, якобы забыл назвать. Это такая игра, практикующаяся не первый год на представлении каннской программы: все названы, простите, но мы совсем забыли назвать еще один фильм. Такой «фигой в кармане» оказалась работа самого необычного литовского режиссера, выпускника ВГИКа Шарунаса Бартаса. Три года назад он представлял в каннском «Двухнедельнике режиссеров» фильм «Иней» с участием  Ванессы Паради о молодых литовцах, отправившихся  на  Донбасс с гуманитарной помощью. Пять лет назад в том же «Двухнедельнике» участвовал фильм Бартаса «Покой нам только снится», посвященный его рано погибшей экс-супруге,  российско-французской актрисе Кате Голубевой.  

Действие нового фильма происходит в 1940-е годы в Литве, когда около  30 тысяч  «лесных братьев»  начали  борьбу с  коммунистическим режимом. Вокруг этой темы до сих пор ведутся непримиримые споры, и мнения сторон расходятся. В странах Балтии «лесные братья» считаются борцами с советской оккупацией, и такая оценка вызывает у противоборствующей стороны негодование, так что можно ждать драки.  Снят фильм «В сумерках»  на русском и литовском языках, и его   герой — живущий на хуторе 19- летний  парень становится связным у лесных партизан, сопротивляющихся советской системе. В картине снимались литовские актеры, хорошо известные по театральным работам: Арвидас Дапшис из Вильнюсского Малого театра, которым руководит Римас Туминас, Сальвиус Трепулис, игравший у Някрошюса.  

В программу 73-го Каннского фестиваля вошли: «Французский диспетчер» знаменитого американского режиссера Уэса Андерсона, «Лето 85-го» Франсуа Озона, юный герой которого думает о смерти,  «Еще по одной» датчанина Томаса Винтерберга (его «Курск» у нас не хотели выпускать),  японские «Настоящие матери»  Наоми Кавасе о встрече биологической матери и женщины,  усыновившей ее  ребенка. А также   «Поезд в Пусан 2: Полуостров» южнокорейского режиссера Ён Сан Хо,  «Мужчины» бельгийца Люка Бельво о последствиях войны в Алжире   с участием Жерара Депардье, режиссерский дебют американского актера  Вигго Мортенсена «Падение». Вне конкурса планировалось показать совсем свежую военную драму Спайка Ли, который согласился возглавит жюри через год.