Как боролись с Рождеством в России: «На елочке можно белого повесить!»

С пионерским приветом, пионеры 3 и 16 отрядов.» Еще один «опус» из того же издания. Возникла потасовка с прихожанами. Думаю выпустить в доме антирелигиозную стенгазету…» Чтобы отвадить население от устоявшейся традиции отмечать церковный праздник, руководство «на местах» должно было проявлять максимум изобретательности. Вторую – 25 декабря в более свободном помещении с оборудованием для спектакля, например, в школе… Даже самые невинные его атрибуты – украшенные игрушками зеленые красавицы-ели «ушли в подполье». Было бы очень правильно организовать затем кружок безбожников для закрепления результатов антирождественской кампании…» Судя по газетным публикациям, увеселительная часть «анти-рождества» тоже отличалась насыщенностью. Был организован конкурс гармонистов…» Для «прочистки мозгов» гражданам устраивали «на халяву» даже специальные киносеансы. В Москве и некоторых других городах, например, на крупных предприятиях специально объявляли в ночь под Рождество «ударную коммунистическую вахту», заставляя людей «добровольно» выходить на работу во внеурочное время – якобы для выполнения срочных заказов для народного хозяйства. Еще один оригинальный «тактический ход» – устройство всевозможных массовых спортивных мероприятий. Музей революции, музей зоопсихологии, Государственный дарвиновский музей, который «может дать много нового и интересного для молодого безбожника»… Граждане, не желающие расставаться с полюбившейся праздничной традицией, вынуждены были нелегально добывать в пригородных лесах хвойные деревца, тайком приносить их в дом, наряжать украдкой и никому, кроме самых близких людей не показывать.Бедолаги, которые не смогли соблюсти конспирацию и «засветились» с украшением елки или посещением рождественской службы, рисковали получить массу неприятностей. Пролистав старые газеты и документы, можно обнаружить свидетельства того, что довольно часто борцы против «религиозного рождественского дурмана» из числа молодежи по собственной инициативе предпринимали «партизанские вылазки», которые вполне могли бы проходить в криминальных сводках по разделу «хулиганство». Экскурсии в рождественские дни.» Списки данных просветительских мероприятий весьма обширны. «Поповскую елку вон кинь! «…В селе Анискине ребята увезли попа в поле на санях под видом требы к покойнику. Покидая храм, некоторые из буйных «космолят», заметив среди молящихся знакомые лица, пообещали устроить этим «поповским прихвостням» «купание в сугробах», если не одумаются и не покинут «очаг религиозного дурмана»… Вот что писала, например, одна из газет 88 лет назад: «Пора прекратить возмутительное действо, называемое новогодней елкой. Тем, кто проигнорировал такое «приглашение», впоследствии грозили бесконечные придирки от начальства, снижение зарплаты… В лучшем случае пропесочат по месту работы, а в худшем – арестует ГПУ «за контрреволюционную пропаганду, выразившуюся в отправлении религиозных обрядов».  А также роль духовенства в современной политической жизни… Теперь ежегодно в конце декабря газеты и журналы вели активную агитацию «против елок». Уже вскоре после прихода большевиков к власти Рождество было объявлено «старорежимным праздником», «религиозным пережитком». Вот один из рецептов образца 1927-го: «Антирождественскую кампанию этого года следует разделить на две части: на первую – чисто пропагандистскую и вторую – увеселительную. После празднования многие с трудом выходят на работу, не принося никакой пользы в решающий момент реконструктивного периода…» Отныне секретарям горкомов и райкомов партии, которые «закрывают глаза на рождественский саботаж и массовые гулянья несознательной публики» по случаю Рождества грозило позорное увольнение из рядов партноменклатуры. В другом случае, о котором известно благодаря справке, составленной для горкома партии, группа радикально настроенной молодежи из заводского общежития во время рождественской службы ворвалась в церковь, выкрикивая атеистические лозунги, схватила священника, содрала с него наперсный крест и швырнула его на пол. Пионерам и школьникам нужно к этому как следует приготовиться, чтобы не хлопать ушами перед попами. Некий мальчик Володя пишет: «Скоро наступает рождество. В этот день в ударном режиме работали, например, столичные музеи. А невинной рождественской забаве – украшенной игрушками елочке, на страницах газет и журналов авторы публикаций придавали значение самого серьезного элемента классовой борьбы. Следует избегать грубых выражений… Газеты заранее печатали объявления «Куда сходить? А на конференции партийного актива в 1926 году объявили о том, что ЦК ВКП(б) «категорически осудил устройство в советских учреждениях, равно как и в домах отдельных граждан, так называемых рождественских елок». Первую нужно провести вечером 24 декабря (имеется ввиду рождественский сочельник по старому стилю – авт.) в часы церковной службы в избе-читальне. «…Киномеханики устанавливают свой волшебный фонарь, и одна за другой на белом полотне экрана появляются картины: «Рождество у древних народов», «Происхождение праздников», проходит бесчисленная галерея «богов», в которой вслед за Перуном и Аллахом выступают Христос и Иегова…» В сам праздничный день новые власти пытались подменить традиционные рождественские увеселения иными развлечениями. Вот что написал поэт Горянский в стихотворении, опубликованном в детском журнале «Чиж»: «Тот, кто елочку срубил,Тот грешнее всех раз в десять!Ведь на каждой елочкеМожно белого повесить!..» Другое периодическое издание для детей – газета «Пионерская правда». В результате столь мощного многолетнего прессинга праздник Рождества перешел фактически на нелегальное положение. В преддверии Рождества типографии печатали массовыми тиражами специальные листовки и даже брошюры, где подробнейше рассказывалось, что нужно делать комсомольцам и членам партии, чтобы «выйти победителями в рождественской схватке». Влазь на салазки, лыжи, коньки!» «Серпуховские комсомольцы сумели с толком провести прошедшие праздничные дни. На снежных просторах прочертили бесчисленные зигзаги и спирали лыжных следов…» Ну конечно, расчет верный: после того, как набегался днем на лыжах, куда уж там идти вечером на рождественскую службу в церковь! Ленина, требуем от торгово-кооперативных организаций убрать с выставок, витрин всякие елки, погремушки, свечи и пр. В номере за декабрь 1927 года читаем: «Мы, пионеры завода им. Поп чуть не замерз, блуждая в поле, а крестьяне озлились на комсомольцев, так как сорвалась рождественская обедня…». Программа первого вечера должна быть приблизительно такой: – Доклад, связанный с международным положением, в нем нужно оттенить классовую сущность рождества. Объяснить происхождение рождественских обычаев (гадание, хождение со звездой, с вертепом и др.) – Провести коллективное решение задачи: сколько средств данная деревня затратила на рождество… Я готовлю отпор религии дома, среди своих родителей. «…Во всех клубах вечером провели вечера молодежи. Это один из немногих буржуазных пережитков, до сих пор отравляющий околорелигиозным дурманом жизнь взрослым и детям… …Вечер должен пройти оживленно.