«Зрителей без масок выведут из театра»
Бoлee тoгo, Мaриинкa нa этoм oстaнaвливaться нe сoбирaeтся и прoдoлжит дaвaть тaкиe кoнцeрты дaльшe и дaжe, кaк нaм удaлoсь узнaть, пoдумывaeт ужe o пoлнoцeнныx бaлeтныx спeктaкляx (xoтя в этo труднo пoвeрить, пoтoму чтo aртисты кoрдeбaлeтa прoслaвлeннoй труппы всё eщё сидят нa кaрaнтинe). Кaк жe прoxoдит этoт уникaльный для всeгo мирoвoгo тeaтрaльнoгo сooбщeствa экспeримeнт? Oб этoм рaзгoвoр oбoзрeвaтeля «МК» с супeрзвeздoй мирoвoгo бaлeтa, прeмьeрoм Мaриинскoгo тeaтрa и Бaвaрскoгo гoсудaрствeннoгo бaлeтa, приглaшeнным сoлистoм мнoгиx знaмeнитыx бaлeтныx кoмпaний мирa Влaдимирoм Шклярoвым, кoтoрый, сoбствeннo, и oткрыл нa Нoвoй сцeнe Мaриински-2 бaлeтный гaлa-кoнцeрт сo свoeй пaртнeршeй Марией Хоревой па-де-де из балета Чайковского «Спящая красавица».
— Большой театр в отпуске, из которого они в конце июля выходят. Другие балетные театры тоже… Один Мариинский «трудится в поте лица»… Володя, Вы так и будете работать без отпуска?
— Ну «наотдыхались» уже, с одной стороны… (смеется). Единственный момент, о котором действительно жалею в этом вопросе: очень хочется вывезти ребенка куда–то на море. Из-за режима самоизоляции мы с Машей (супруга Мария Ширинкина, первая солистка балетной труппы Мариинского театра — П.Я.) можем рассматривать только Ленобласть – а Балтийское море все-таки не южное, несмотря на то, что этим летом Петербург радует теплой и солнечной погодой. Да и цены в результате эпидемии просто сумасшедшие…
— Я думал, у вас сезон закончился как у всех, и вдруг, совершенно неожиданно возникли эти концерты…
— Мариинский, в отличие от многих российских театров, не объявлял о закрытии своего текущего сезона. Насколько мне известно, каждую неделю в субботу и воскресенье планируют делать такие гала-концерты. Во всяком случае, они уже анонсированы на 18, 19 июля. Конечно, выход из вынужденного «отпуска» должен для всех проходить осторожно.
— А Вы сами не боитесь так смело выходить на сцену? Ведь Вы – первая в Европе труппа, получается, которая уже начала показывать концерты вживую! И не просто оперные, где, допустим, можно еще держать на сцене социальную дистанцию… А балетные, где все делается только в очень тесном контакте партнеров, потому что по-другому танцевать просто невозможно.
— Да что там в Европе… В мире! Этого до нас никто еще не делал.
— В Южной Корее, говорят, зрители уже и не в щахматном порядке сидят. Но вот Ковент-Гарден очень осторожно к этому подходит, и там прошло только несколько концертов онлайн, которые транслировались по интернету (правда за деньги). 1 сентября у них только труппа полностью собирается, и они будут думать, что делать дальше…. Я уже не говорю о Парижской Опере и американских труппах, которые начнут работать только в следующем году…
— Уверен, если театру позволяют давать концерты – значит, на это есть разрешение Роспотребнадзора. Что касается нас, артистов: естественно, мы все проверяемся, сдаем тесты – в том числе, чтобы создать безопасную эмоциональную среду для себя и для тех, с кем вступаем в непосредственный контакт на сцене. По театру все передвижения обязательно в перчатках и маске – без них никуда. На мой взгляд, есть и просто вопрос личной дисциплины: если бы все более ответственно относились к рекомендациям по самоизоляции и безопасности – думаю, динамика распространения вируса была бы иной. К сожалению, много тех, кто думает в первую очередь о себе: в тех же продуктовых магазинах я регулярно наблюдаю не то что отсутствие социальной дистанции, а даже просто отсутствие маски – а ведь это средство индивидуальной защиты и себя, и окружающих. Важно это понимать.
— А Вы когда последний раз сдавали этот анализ на COVID?
— Буквально пару дней назад, непосредственно перед концертом.
— И результат отрицательный? И все, кто участвует в концертах, тоже постоянно проверяются? И ни у кого ничего не было выявлено?
— В балетной труппе у нас ничего. В противном случае, к участию в концертах не было бы допуска. А ставить замены в условиях крайне сжатых сроков подготовки к этим выступлениям было невозможно.
Звезда Мариинского театра Владимир Шкляров разминается перед выступлением. Фото: Instagram Мариинского театра
— У вас концерты проводятся не на Исторической сцене, а в новом здании Мариинка-2? Там какая вместимость и сколько запускают человек на эти концерты?
— Надо отдать должное, и сказать огромное спасибо всем тем, кто не побоялся и пришёл нас поддержать. Потому что вчера и позавчера лично у меня было ощущение, что зал полный, и что даже переаншлаг, настолько всё это было тепло… Мы реально соскучились по нашему зрителю. Такая в зале была сумасшедшая энергетика, которая нас подталкивала делать, наверное, даже невозможное! Потому что все мы, конечно, танцевали с небольшой опаской, поскольку четыре месяца без сцены, естественно, сказываются — никуда от этого не деться. Но, тем не менее, было очень приятно оказаться в родном театре, на родной сцене! И тем более это сделать первыми: я открывал эту программу. Сколько зрителей точно не скажу: общая вместительность зала 2 300, могу только предположить 300-400 человек, с учетом строгой рассадки в шахматном порядке.
— Понятно, что в шахматном… А вот чтобы войти в театр или в туалет, они же где-то все равно сталкиваются… На входе, на выходе…
— Нет, в театре предусмотрен контроль перемещения зрителей. Впускают постепенно, только в масках и перчатках, при входе каждому обязательно измеряют температуру. В зрительном зале контролеры жестко следят за тем, чтобы маски и перчатки не снимались – иначе зрителя будут вынуждены вывести из театра, о чем неоднократно предупреждают. Шахматный порядок – это рассадка через два кресла, на свободные места пересаживаться нельзя, и во время концерта за этим неусыпно следят. Зрители ко всем этим мерам отнеслись с пониманием – что очень приятно. Социальная ответственность – это вопрос взаимного уважения друг к другу.
— Хотел спросить по поводу Вашего участия в телевизионном проекте «Большой балет». Это действительно так? Для мировой звезды Вашего уровня участвовать в каких-либо конкурсах – странное решение. Чем оно продиктовано?
— Да, это конкурс для молодых, начинающих, но перспективных артистов. Мария Хорева (первая солистка балетной труппы Мариинского театра) попала в очень непростую ситуацию: партнер, с которым она должна была участвовать в конкурсе, «откололся»: балет – травмоопасный вид искусства и, в этом плане, имеет много общего с большим спортом. Я согласился по нескольким причинам. С одной стороны, считаю, что если у человека есть мечта, и я могу помочь ему её достигнуть, то я обязательно помогу… Как и мне тоже в свое время помогали, когда я был молодым артистом балета. Это такая личная ответственность перед профессией, «корпоративный дух», если хотите. Поэтому на предложение Маши я согласился сразу. С другой стороны, Маша, безусловно, очень талантливая балерина – оказалась в сложной ситуации: у нас было всего две недели, чтобы приготовить пять больших программ (для неё шесть – она будет танцевать еще соло-номер). Это огромная работа! На первом туре мы станцуем па-де-де из «Спящей красавицы», которым и открывали только что состоявшийся концерт. Мне очень хочется помочь Маше и подтолкнуть её к открытию каких-то новых граней таланта, чтобы этот конкурс прошел с пользой. Опять же, для меня это выход на большую сцену, по которой я очень соскучился, как и любой артист. Конечно, мы приложим все усилия, чтобы представить родной Мариинский театр на должном ему уровне в рамках этого шоу, и как любые участники – мы надеемся победить.