Звезда «Белого солнца пустыни» Галина Дашевская погибла трагически

Тaк oбoрвaлaсь ee жизнь в пoдмoскoвныx «Жaвoрoнкax». Aктрисe былo 79 лeт.  

Oнa рoдилaсь 8 мaя 1941 гoдa. A в 1961-м пришлa пoступaть в тeaтрaльную студию к знaмeнитoму Юрию Зaвaдскoму. В приeмнoй кoмиссии сидeл oн сaм, a рядoм   —   Мaрeцкaя, Мoрдвинoв, Бирмaн, Плятт. Гaлину приняли   вмeстe с Мaргaритoй Тeрexoвoй, стaвшeй ee oднoкурсницeй и eщe oднoй aктрисoй с трaгичeскoй судьбoй. Нo ктo тoгдa мoг прeдпoлoжить, чтo жизнь к ним будет так немилосердна.  

Среди педагогов была и Любовь Орлова, тоже работавшая в Театре им. Моссовета под руководством Юрия Завадского. Это был его последний набор. Студенты   занимались биомеханикой, целыми днями   крутились в театре, участвовали в   спектаклях, иногда вызывая ревность взрослых коллег. В   1964 году, окончив   студию, Галина Дашевская поступила в труппу театра, где и проработала до последних дней. У нее был богатый репертуар и роскошные партнеры – Раневская, Плятт.  

Галина Самуиловна играла в теперь уже в легендарных спектаклях «Дальше – тишина» в постановке Анатолия Эфроса и «Странная миссис Сэвидж» Леонида Варпаховского, а потом во «Вдовьем пароходе»   Генриетты Яновской. До последних дней она   была занята в трех спектаклях, поставленных Юрием Ереминым.

В весьма радикальной его постановке «Идиота» Достоевского ее Лизавета Прокофьевна Епанчина существует в необычном пространстве дома, напоминающего   погост, где портрет Настасьи Филипповны как   могильный снимок, прикрепленный к вешалке. И в «Идиоте», и в «Морском путешествии 1933 года» по мотивам   фильма «Корабль дураков» Стенли Крамера – там она дама с собакой Фрау Гуттен, и в   «Baden Бадене»   по   роману Тургенева «Дым», где она играет   Капиталину Марковну, она удивляла своей энергией. Старой так и не стала, сохраняя до конца дней стать и благородство.  

В кино она   снималась не так уж и много. Всего 12 картин при такой феноменальной внешности. Не зря ее называли русской Симоной Синьоре. Достаточно посмотреть фотографии.   Играла в основном небольшие роли. Почему? Трудно сказать. Наверное, судьба, стечение обстоятельств, как это часто бывает в актерской жизни.   

Она снималась у Марлена Хуциева в «Июльском дожде». По стечению обстоятельств, два месяца назад, 17 апреля,   не стало исполнительницы главной роли в этом фильме Евгении Ураловой. Она не дожила до своего 80-летия, которое отметила бы 19 июня. Ушла в дни карантина, находясь в   Израиле, где давно лечилась и проходила курс химиотерапии.   Там ее и похоронили, а родственники, находившиеся в Москве,   не смогли   с ней проститься.   И Уралова, и Дашевская, как и другие прекрасные актрисы, снимавшиеся в «Июльском дожде», пусть даже в небольших   ролях, останутся для последующих поколений, олицетворением 1960-х с их свободой и ощущением чего-то нового. Эта картина повлияла на многих режиссеров и даже определила их дальнейший путь.  

Уходит удивительное поколение, для которого театр и кино были системообразующими понятиями.

В «Белом солнце пустыни» Владимира Мотыля, которому в свое время присвоили самую низшую категорию, и никто не мог предположить, что это будет бессмертное произведение, Галина Дашевская   сыграла одну из жен Абдуллы Джамилю. Ту самую женщину Востока, которую пытался вместе со всем гаремом в годы гражданской войны освободить красноармеец Федор Сухов. Имен этих актрис, лица которых часто закрыты чадрой, зритель и не помнит, но они стали частью народной жизни, самым настоящим фольклором. А сценаристу Валентину Ежову пришлось убеждать киноначальство в том, что «гарем – это не бардак».  

У Галины Дашевской была счастливая, гостеприимная семья. Ее муж – знаменитый советский футболист, чемпион СССР, заслуженный тренер России Николай Маношин.  

Молодая ее коллега по Театру им.Моссовета Юлия Хлынина, сыгравшая в фильме «Лев Яшин» жену легендарного вратаря Валентину, рассказала «МК», как Валентина Тимофеевна Яшина приходила в театр в гости к своей подруге Галине Дашевской: «Она приходила на спектакль, и они что-то отмечали, курили тяжелые сигареты. Меня привлекают женщины, которые в таком возрасте ведут вполне рок-н-ролльный образ жизни. За каждым легендарным мужчиной стоит сильная женщина». Валентина Яшина и ее подруга Галина Дашевская прошли со своими знаменитыми мужьями весь этот сложный путь, а может быть, и сделали   такими, какими мы их знаем.